Путь к сцене Михаила Кузнецова был тернист и очень интересен. Его двоюродный брат — Анатолий Кузнецов немного затмил своей славой творческий путь Михаила. Мне так показалось. Но именно он посоветовал брату попробовать поступить в школу-студию МХАТ. И не прогадал. Анатолий Кузнецов стал хорошим и популярным артистом.
Родился Михаил в 1918 году в простой семье. Еще в школе Миша очень сильно увлёкся самодеятельностью. Даже гоняя в футбол он думал о сцене. Время было сложное, голодное и надо было помогать добывать хлеб. Тем более, Миша был единственным мужчиной в семье.
Поэтому пришлось ему пойти на завод. Он выучился на токаря и встал у станка. Но и в эти моменты юноша грезил о работе в театре. Михаил представлял, как он стоит на сцене и даже слышал в грёзах аплодисменты зрителей.
Счастливый случай
И вот однажды ему представился счастливый случай. Так бывает, что когда грезишь о чём-то и твоя мечта кажется очень далёкой, вдруг, словно Свыше тебе протягивают руку помощи. И в этот момент только от тебя зависит принять или, испугавшись невиданных перемен, отринуть помощь.
Михаил не отринул и смело пошёл вперёд, навстречу мечте.
Он узнал, что тогда уже театральная легенда и знаменитость Константин Станиславский открыл студию и набирает группу молодых актёров.
Михаил без труда прошёл первый тур отбора. За этим следовало прослушивание (экзамен). И вот окрылённый надеждой на светлое будущее Михаил узнаёт, что экзамен назначен в день его смены на заводе. Не придти на работу нельзя — уволят. Что делать?
Юноша нашёл выход. Он решил повредить себя, чтобы его отправили в медпункт. И не придумал ничего лучшего, как облить свою руку кислотой. Было очень больно. Но ради мечты он был готов и на такое. Едва только медсестра перевязала юноше руку, тот помчался на экзамен.
Станиславский был впечатлен выступлением Кузнецова. Михаил подготовил монолог Труффальдино.
Во время вступительных экзаменов Кузнецов произвел впечатление не только на режиссёра. Оперная певица Антонина Нежданова, которая, отметив бархатный тембр голоса Михаила, пригласила его в свой класс.
Действительно, у Михаила Кузнецова был очень красивый голос. Помните его? Жаль, что он мало поработал на озвучивании фильмов.
Юноша учился с большим удовольствием. Для него Константин Станиславский стал мудрым наставником и как для актера, и как для человека. В 1941 году Михаил Кузнецов стал дипломированным специалистом, окончившим драм-отделение Государственной студии Константина Станиславского.
Началась новая жизнь, актёрская.
Творчество в кинематографе
Ещё во время учёбы Михаила Кузнецова пригласили сняться в художественном фильме «Приятели». Будущий актер сыграл старшеклассника. Это был 1940 год. А потом наступила война.
Как вы знаете, и в годы войны кино продолжали снимать. В 1941 году кинозрители увидели молодого актёра в мелодраме «Машенька», в которой он сыграл главного героя — танкиста Алексея Соловьева, честного и открытого.
Именно эта роль стала кино-визиткой Михаила Кузнецова на многие годы вперед.
Можно смело утверждать, что кинокарьера Михаила Кузнецова сложилась очень удачно сразу. Главная роль в «Машеньке», приглашение Пырьева на одну из главных ролей в фильме «Председатель райкома»…
Кузнецов был очень видным, статным и не побоюсь этого слова, красивым молодым человеком. И он очень подходил на главные роли героев — образцов для подражания. Как его персонаж Саша Рудов.
*
Фортуна продолжала улыбаться молодому актёру. На него обратил внимание легендарный Сергей Эйзенштейн. Режиссёр запомнил актёра по фильму «Машенька» и позвал его на съёмки ставшего впоследствии киноклассикой «Ивана Грозного».
Знал ли тогда Михаил Кузнецов, что благодаря этому фильму, его актерская работа в фильме наряду с другими коллегами будет служить долгие годы учебником для студентов театральных вузов? Конечно, нет.
Красив как видение..
*
Более прекрасного актёра, и тех лет, и сейчас,трудно встретить. Мне кажется, именно в этой роли Михаил Кузнецов раскрылся полностью.
И как человек и мужчина он по настоящему прекрасен.
Посмотрите на эти образы. Трудно его сравнить с кем-либо из современных актеров по внешности, да и среди сонма советских надо поискать!
Эйзенштейн был в восторге от внешности артиста и сравнивал фото Кузнецова с персонажем картины Сандро Боттичелли «Портрет Джулиано Медичи»
Недаром образ опричника, созданный Михаилом Кузнецовым, очень сильно поразила зрителей. Настолько глубоко и ярко актер показал как чистый сердцем и помыслами юноша превращается в жестокого убийцу.
Сам актёр говорил:
«Картину «Иван Грозный» я не считаю своей, это картина Сергея Эйзенштейна, в целом и во всех деталях…
После войны Михаил Кузнецов активно продолжал сниматься в фильмах. Это были жанр соцреализма, и социальные драмы. Режиссёры любили фактурный образ актёра. Говорили, что Михаил красив как видение..
Ролей было много. Сам актёр очень любил фильм «Матрос Чижик», в котором он сыграл служивого, вынужденного стать нянькой сына хозяина.
А советским детям актёр запомнился по роли очень доброго и борющегося со злом солдата в сказке Александра Роу «Марья-искусница». Когда в детстве я первый раз посмотрела этот фильм, солдат мне так понравился, что я потом думала: «Хоть бы Марья и солдат поженились. Он ведь такой одинокий».
И правда, солдат такой добрый, несуетливый и с очень мудрыми глазами.
Его фраза «Всем, кто меня слышит, всем, кто меня знает…» запомнилась надолго.
Из последних киноработ Михаила Кузнецова стоит отметить роль князя Прозоровского в «России молодой» и Михаила Кутузова в фильме «Багратион». Всего же на счету Михаила Артемьевича более 50 картин.
Актёр ушел из жизни совсем неожиданно. Он сидел в сквере возле гостиницы «Украина». Душа его улетела внезапно, и говорят, он не заметил своего ухода… Это случилось в 1986 году. Михаилу Кузнецову было 68 лет.