Свою дочь, Селену, афинский ремесленник продал из-за долгов. Накопились быстро, отдавать было нечем. И никто не удивился: хозяин в своем праве! Положение свободной афинской женщины в античную эпоху мало чем отличалось от положения рабыни.
Однако в VI веке до нашей эры появился человек, который такие порядки решил отменить. Обижать женщин он запретил на самом высоком уровне.
Пойти на рынок, в гости, просто на прогулку афинянка не могла. Только в сопровождении! Каждый шаг контролировался родными. Исключение составляли праздники, вроде Фесмофорий, когда на несколько дней девушки и женщины могли почувствовать себя относительно свободными, прославляя богиню Деметру.
В таких условиях стали назревать сложности в демографии. Женщины не мечтали о браке, для них он был кабалой. А мужчины рассматривали женитьбу только с точки зрения материальных выгод. Где, в таких условиях, государству было брать воинов? Откуда возьмутся рабочие руки и кто станет платить налоги?
Женились афинские мужчины обычно после 30-ти лет и с единственной целью — оставить наследника. Не пропадать же имуществу! Но желательно было завести одного сына – чтобы семейное достояние не распылялось.
А если после рождения ребёнка или двух появлялись еще дети, отец мог посадить их в глиняный горшок и выставить на улицу, чтобы любой нашедший забрал и вырастил их в качестве своих рабов.
И вот тут появился деятельный и умный Солон. Он сразу заявил, что с такими порядками Афины долго не протянут. Он приступил к делу, засучив рукава: разрешил долговой кризис, запретил рабство за долги, освободил рабов-афинян, выкупил тех, кто был продан в другие полисы и страны. Конечно, его окружение успевало что-то складывать в свой карман, но в целом Солона хвалили.
Он рушил старые родовые и племенные отношения, он строил государство, где во главу угла ставился отдельный человек. Причем не какой-нибудь, а сильный и богатый, а на место родовой собственности приходила частная.
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел.
(Солон)
Он забрал власть у потомственной аристократии, считавшей себя потомками мифического героя Тесея. Эти «наследники богов» к тому времени обленились и частично промотали свои богатства. Влияние перешло к другой узкой группе лиц, «кто богатством и силой всех превзошел». Передел собственности между элитами всегда было любимым занятием политиков…
Но – вот что важно! – Солон принял целую серию законов, защищающих права женщин и поддерживающих нормальные семейные отношения. Для начала был введен запрет продавать своих дочерей и сестер, если только девушку не уличат в преступной связи.
По мысли Солона, брак – это не доходное предприятие, не купля-продажа. Его заключают для рождения детей, радости и любви. Афинские мужчины женятся по расчету? Тогда Солон уничтожил обычай давать приданое и разрешил невесте приносить с собою только три гиматия (верхняя одежда) и вещи из домашней обстановки небольшой ценности…
Процветают неравные браки? И этим вопросом занялся Солон. Он говорил, что нельзя допускать союзов «запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и цели брака». Найдя юношу в покоях богатой пожилой дамы, считал Солон, надо заставить его «перейти к девушке, нуждающейся в муже».
Он установил, что муж богатой сироты должен иметь свидание с нею по крайней мере три раза в месяц. Предполагалось, что это является знаком уважения и любви, и не даст жене «совершенно охладеть». А если муж богатой сироты оказался неспособен выполнять свои обязанности, жена имела право перейти к любому из родственников мужа.
И тот же Солон считал справедливым, если муж, при нарушении брачных обетов со стороны жены, давал волю своему гневу. Без ограничений! При Солоне женщины получили право свободно передвигаться и даже выезжать из города. Но при этом им было позволено брать с собою только ограниченное количество одежды, пищи или питья – не больше, чем на обол (самую мелкую монету).
И корзинку могли взять с собой размером не больше локтя. При этом двигаться в ночное время по дорогам общего пользования женщины могли только в повозке, оборудованной фонарем спереди (он еще и появление правил дорожного движения предвосхитил).
Надобно сказать, что многие афиняне легко обходились без женщин вообще. И прекрасно себя чувствовали! Ни тебе сложностей с взаимопониманием, ни хлопот с детьми… Источником таких настроений считали гимназии, где мальчики занимались с двенадцати до шестнадцати лет. Дело в том, что во время спортивных тренировок они сбрасывали одежды и обильно мазались маслом.
Полюбоваться на спортивные достижения приходили посторонние люди… И Солон запретил не имеющим отношения к гимназиям посещать эти состязания. Думаю, вы догадываетесь почему. И молодых красивых рабов-ассистентов тоже выгнал!
Заботился неутомимый государственный деятель и о внешности женщин. Обычай царапать себе лицо, оплакивая родных, Солон тоже отменил. Нечего портить красивые лица! Кстати, умерший, по его законам, мог распоряжаться своим имуществом, как ему хотелось.
Оставлять наследство любому. До Солона деньги и дом должны были оставаться в роду. Но была важная оговорка: завещание считалось действительным, если его составили не под влиянием женщины и не под воздействием чар.
Нет, не доверял он полностью прекрасному полу!