Он вдохнул аромат её мокрой рубашки и влюбился навсегда. А ведь прежде молодой французский принц не обращал на неё никакого внимания! Однако весной 1572 года жизнь Генриха изменилась навсегда. И только потому, что он так близко и так ярко ощутил пот любимой женщины.
*
Одни морщат нос, другие словно ничего не замечают. Аромат каждого человека индивидуален, и его восприятие – тоже! Например, императору французов, Наполеону Бонапарту, не нравились духи и благовония, которыми пользовалась его жена, Жозефина.
Он предпочитал совершенно естественные ароматы. «Не мойся, я уже еду!» — эту фразу императора частенько цитируют. Однако понимают неверно! Наполеон восхищался не грязью, а был противником избытка парфюмерии. Пот любимой женщины для него был гораздо приятнее, чем цветочные духи.
А вот с герцогом Анжуйским, сыном Екатерины Медичи, вообще произошла занятная история. Молодой принц, воспитанный среди роскоши и неги, любимый сын королевы (она называла его «маленький орёл»), однажды потерял голову… от чужого пота!
Это произошло в 1572-м году. Тогда при Дворе появилась очаровательная девушка Мария, дочь герцога Клевского. Сиротку с девяти лет воспитывала тетя, королева Наварры. И воспитывала строго! Однако появление Марии произвело фурор.
Она была прекрасна! Галантный писатель Пьер де Брантом писал, что Мария и её сёстры – три грации французского Двора!
«Принцесса эта была настолько хороша, что вокруг начали строить предположения о ее дальнейшей судьбе, однако королева Наварры заранее оповестила придворных, что судьба Марии решена, и ей уже нашли супруга».
В апреле 1572 года королевский Двор находился в Фонтенбло, где решили устроить настоящий Праздник Весны. Самые красивые девушки Франции танцевали на балу и радовали взор своими грациозными движениями.
Мария Клевская была среди них, и после целой череды танцев почувствовала, что ей надобно переодеться. Рубашка была совершенно мокрой!
Девушка позвала свою прислужницу и потихоньку удалилась из бальной залы. Для таких случаев всегда держали готовыми несколько покоев – там можно было освежиться, переодеться, справить нужду или просто прилечь.
Мария Клевская попросила горничную достать запасную рубашку и вскоре облачилась в сухое. Белая мокрая ткань осталась лежать на кушетке, и после бала прислужница должна была бы рубашку забрать…
Но едва дамы приблизились к двери, как та распахнулась. В комнату ворвался разгорячённый танцами французский принц Генрих. По его лицу катились крупные капли, которые он был намерен немедленно вытереть. Первое, что попалось ему на глаза – белая рубашка! И Генрих сразу же использовал её, словно полотенце.
А потом, вдыхая чужой аромат, принц замер. Он бросил взгляд на Марию Клевскую, смущённую этой сценкой… В тот же вечер на балу Генрих несколько раз приглашал принцессу на танец.
Это стало началом большой любви. Увы, любви несчастной. Генрих умолял королеву, чтобы она вмешалась в планы относительно Марии, и позволила жениться на ней. Но Екатерина Медичи не хотела вступать в открытый конфликт с семейством Клевских. Генриху рекомендовали одно – смириться.
До августа 1572 года, когда Мария была выдана замуж за принца Конде в замке Бланди, влюбленные неоднократно встречались и обменивались письмами. Это было похоже на настоящее помешательство! Мария плакала и просила принца забыть о ней, Генрих клялся, что постарается что-то сделать…
Но обстоятельства развели их в разные стороны – Мария пошла под венец с нелюбимым, а Генриха отослали в Польшу, где его выбрали королём.
И даже находясь так далеко от Марии, Генрих продолжал писать ей. Он подписывал свои послания кровью. Он рвался во Францию… Принц Конде, прекрасно знавший о существовании «соперника по переписке» метался в бессильной ярости. Мария не любила мужа, и это понимали все.
30 мая 1574 года скончался король Карл IX. Следующим, кто должен был унаследовать французский трон, становился… Генрих, король Польши. Но поляки не хотели отпускать его на родину, и даже взяли со своего государя клятву, что он не поедет в Париж.
Генрих охотно раздавал такие обещания, ведь он всё давно придумал. Едва стало возможно, он помчался во Францию. Ночью, в сопровождении самых преданных людей. Он просто сбежал!
В дороге возникла непредвиденная заминка, а когда Генрих оказался-таки на родной земле, Марии уже не было в живых. Красивая принцесса, о которой мечтал новоявленный король Франции, умерла при рождении дочери. Узнав об этом, Генрих словно обезумел.
Он плакал и причал, он облачился в траур… Мать умоляла его взять себя в руки, просила и уговаривала, но король не выходил из своих покоев много печальных дней.
Вот так пот любимой женщины стал причиной для великого чувства. Генрих впоследствии женился на девушке, которая была очень похожа на Марию. Французскую корону отдали той, что казалась королю подобием принцессы Клевской. Девушку звали Луизой де Водемон, и она всю жизнь преданно любила своего странного мужа.
Позже Генрих окружит себя красивыми молодыми людьми, которых в народе называли «миньонами», позже о нем будут слагать много небылиц… Но история его любви с Марией Клевской – одна из самых трогательных во французской истории.
Кстати, знаете, что стало с рубашкой? Принц просил разрешения забрать её себе. Когда любимой не стало, он хранил эту тонкую кружевную ткань как единственное напоминание о его прекрасной Марии. О волшебстве, которое так и не случилось.