Зрители запомнили актрису по её ярким ролям в театре и кино, она играла в «Формуле любви» и «Убить дракона», выходила на театральную сцену в лучших постановках «Ленкома» и носила негласное звание его принцессы, конечно, из-за того, что её отец – Марк Захаров.
Но его нет в живых вот уже почти 4 года, и за это время жизнь Александры Захаровой очень изменилась.
Она больше не играет в театре, но её имя по-прежнему на слуху, ведь актриса инициировала судебные разбирательства с руководством «Ленкома».
Принцесса «Ленкома»
Дочь Марка Захарова и Нины Лапшиновой с детства не была избалована вниманием родителей. Они очень любили девочку, вот только времени на общение с ней у них почти не оставалось, оба слишком много работали. Мама часто брала её с собой в театр, и это был настоящий праздник.
Вообще же в детстве она видела отца, в основном, за рабочим столом, где он что-то писал или читал. Мама тоже была всё время занята, а воспитанием внучки занималась бабушка, мама Нины Лапшиновой Вера Ефимовна. Она Сашу любила и на шалости часто закрывала глаза.
Когда Александра подросла, она стала пользоваться своей безраздельной свободой. Родителей так часто не было дома, что она беззастенчиво прогуливала школу, предпочитая скучным урокам чтение. К старшим классам она запоем читала Солженицына и Бердяева.
Бабушка никогда не ругала внучку за прогулы школы, зато потчевала пирогами и плюшками. Александре Захаровой школа представлялась какой-то тюрьмой. Особенно зимой, когда родители, поздно вернувшиеся из театра, ещё спали, а ей нужно было брать портфель и идти в эту темноту.
В классах включался свет и это было очень тоскливо. Саша Захарова школу ненавидела, а потому и училась спустя рукава. Но в старших классах вдруг оказалось, что ей нужен довольно приличный аттестат, и девочка начала активно всё сдавать.
Даже по самому нелюбимому предмету – физике – получила «пятёрку». Марк Анатольевич очень смеялся, увидев оценку дочери, а преподаватель взял с неё честное слово никогда не становиться физиком.
Зато она страстно хотела заниматься в музыкальной школе, а всё потому, что у соседки, учившейся там, была совершенно замечательная папка для нот. Сначала Александра хотела записаться в школу сама, но её не взяли и вынесли вердикт об отсутствии слуха.
Но они не представляли себе, насколько настойчивой может быть Александра Захарова. Вскоре она пришла в музыкальную школу вместе с мамой. И уже Нине Лапшиновой объяснили: у них идёт набор в группу по ударным инструментам…
К счастью, её всё же записали в класс фортепиано. Она училась ставить руку по бумажке с нарисованными клавишами, потому что денег на покупку инструмента не было. Потом всё же приобрели старенькое фортепиано, и мама, не выдержав истязания музыкой, попросила дочь прекратить.
С тех пор Александра училась тайком и всё же окончила музыкальную школу, удивив своей игрой отца.
Энтузиазма от того, что дочь хочет стать актрисой, родители вовсе не испытывали. Но делать было нечего, они хорошо понимали, что дочь будет добиваться своего, и виноваты в её желании выходить на сцену именно они. Готовила Александру к поступлению мама, а во время прослушиваний от тура к туру она шла, всё время допуская какие-то ошибки.
После первого мастер курса Юрий Катин-Ярцев посоветовал ей убрать волосы с лица, чтобы было видно глаза, и она подстриглась «под мальчика», шокировав всю приёмную комиссию. А для последнего тура выбрала для прочтения самую маленькую басню Крылова. К счастью, Владимир Этуш решил, что «своих» детей надо брать, и Александра Захарова стала студенткой.
После окончания Щукинского училища она пришла показываться в «Ленком», Марк Анатольевич устроил голосование среди актёров, брать или не брать в труппу дочь. Александру Захарову взяли, но отец в течение десяти лет выпускал её на сцену только в массовке, никаких значимых ролей она не играла.
Она успела сняться в «Криминальном таланте», «Формуле любви» и «Заложнице», а в театре по-прежнему была незаметна. Лишь после того, как её пригласил на роль Офелии в «Гамлете» Глеб Панфилов, ситуация изменилась. И постепенно Александра Захарова стала ведущей актрисой. До самой смерти отца она была одной из самых влиятельных фигур, но потом всё изменилось.
Новая реальность
Марк Захаров ушёл из жизни в сентябре 2019 года, а потом в театре начались перестановки. Кресло художественного руководителя занял Марк Варшавер. Александра Захарова выпустила в том же году спектакль, который начинал ещё Марк Анатольевич, а потом постепенно её имя на афишах стало появляться всё реже. Однако она всё ещё выходила на сцену.
В 2020 году, когда в прессе начали появляться слухи о злоупотреблении актрисой спиртными напитками, на защиту Александры Захаровой встали и коллеги, и Марк Варшавер. Они утверждали: Александра Марковна вообще не пьёт, а слухи об этом похожи на откровенную диверсию с целью очернения её имени.
А чуть позже начались долгие судебные заседания из-за иска Александры Захаровой, предъявленного театру. Она утверждала, будто авторские права на 4 постановки Марка Захарова были незаконно переданы третьему лицу, а она, законная наследница, как оказалось, не имеет к ним никакого отношения.
Тогда в театре начались масштабные проверки, приходили люди из прокуратуры и Следственного комитета. Суд в результате Александра Марковна проиграла, поскольку Марк Захаров не оформлял на часть спектаклей свои авторские права, довольствовался тем, что получал за свою работу официальную зарплату и гонорар.
После того, как суд огласил своё решение, Александра Захарова лишилась части ролей. Как пояснил Марк Варшавер, это не имело никакого отношения к разбирательствам, просто 60-летняя актриса в постановках играет молодую женщину, что является прямым несоответствием авторскому замыслу.
Потом и вовсе возникли слухи об увольнении Александры Марковны из «Ленкома», но это не соответствовало действительности, она оставалась членом труппы, хоть при этом на сцену почти не выходила, в спектаклях её активно заменяли другими актрисами.
Многие члены труппы театра, устав от бесконечных проверок и разбирательств, встали на сторону Марка Варшавера. Поддержала Александру Захарову только вдова Николая Караченцова Людмила Поргина, которая тоже находится в состоянии затяжного конфликта с худруком «Ленкома».
Актёры уверены, будто Александра Захарова просто не может смириться с тем, что из одного из самых влиятельных людей в театре она превратилась просто в рядовую актрису, не имеющую возможности участвовать в распределении ролей и выборе репертуара, как это было всего несколько лет назад.
Александра Марковна, в свою очередь, утверждает, что она борется за творческое наследие своего отца и сохранение уникального «Ленкома» в том виде, в каком он был при легендарном Марке Захарове.
Раньше Александру Захаровну многие побаивались, а теперь просто осуждают, потому что из-за неё в театре постоянно кипят шекспировские страсти, а труппа не имеет возможности заниматься репетициями и постановками, слишком много времени отнимают представители правоохранительных органов разных уровней, которым поручено разобраться в ситуации.
На сегодняшних день все проверки закончились с одинаковым результатом: никаких нарушений в деятельности театра нет.
Актёры, работавшие ещё с Марком Захаровым, считают, что театр сейчас развивается, несмотря ни на что выходят успешные премьеры, появляется талантливая молодёжь, а постоянные разборки идут во вред творческому процессу, и их давно пора остановить.
Александра Захарова может принимать или не принимать ситуацию, но она всё же должна понимать, что жизнь не стоит на месте. Какой бы горькой ни была утрата, нужно идти вперёд, реанимировать постановки Марка Захарова, снятые из репертуара, ставить новые спектакли. И закопать топор войны ради общего дела служению искусству.
Но и Александру Захарову можно понять. Она ведь борется не столько за авторские отчисления, сколько за своё право заниматься любимым делом и выходить на сцену не раз или два в месяц, а каждый день. Для неё важно чувствовать себя востребованной, а сейчас она скорее ощущает своё противостояние с миром, в котором она осталась совсем одна.