«Брюхата неизвестно от кого», — шипели за спиной. Юная Анна прекрасно все слышала. Слезы душили красавицу, ей хотелось скрыться от назойливых взглядов, от сочувственных улыбок, за которыми неизменно скрывались либо осуждение, либо нездоровый интерес.
Она — пала, и скоро произведет на свет незаконнорожденного младенца, несчастное, никому не нужное дитя, которому будет запрещено все, что только можно запретить.
Анна кусала губы до крови: спасения не было. Разве что… Разве что найдется кто-то, кто захочет прикрыть её стыд.
16 августа 1776 года в Петербурге 36-летняя графиня Анна Александровна Чернышева, урожденная Исленьева, родила своему супругу, графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, третьего по счету ребенка. Это была премиленькая девочка, окрестили которую в тот же день в церкви Вознесения Господня при Адмиралтейских слободах. Назвали малышку в честь матери — Анной.
Семейство Чернышевых было весьма известным и богатым. Отец, граф Иван Григорьевич, являлся сыном знаменитой фрейлины Авдотьи Чернышёвой, в молодости побывавшей метрессой самого Петра I и заслужившей от государя прозвище «Бой-баба».
Иван Григорьевич, бывший посол Российской империи в Англии, при Екатерине II, фактически, стал главою Адмиралтейства и владельцем двух медеплавильных заводов. Первым браком граф Чернышев был женат на фрейлине Елизавете Осиповне Ефимовской, двоюродной племяннице императрицы Елизаветы Петровны. Брак был заключен по расчету и оказался очень несчастливым.
Юная супруга родила Ивану Григорьевичу трех детей, но все они умерли либо во младенчестве, либо в нежном детском возрасте. В 1755 году, после очередных родов, 21-летняя Елизавета Осиповна скончалась.
Лишь со второй женой Иван Григорьевич смог ощутить подлинное счастье отцовства. Особенно граф любил младшую дочку, Аннушку.
Анна росла красивой и веселой девочкой. Отец любил повторять, что дочка напоминает ему по характеру его мать, ту самую знаменитую петровскую «Бой-бабу».
Семья Чернышевых зимою обыкновенно проживала в великолепном Мариинском дворце в Петербурге, который для Ивана Григорьевича возвел в 1768 году великий архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. Летом Чернышевы проводили время на живописнейшей даче, расположенной неподалеку от Петергофской дороги.
Иван Григорьевич, полжизни проведший за границей по дипломатическим делам, и после перехода в Адмиралтейство часто выезжал в Европу с женой и с повзрослевшей младшей дочерью, в 1791 году принятой во фрейлины самой государыни Екатерины II.
К пятнадцати годам Анна превратилась в очаровательную красавицу, обращавшую на себя внимание европейских волокит. Хорошо, что Аннушку всегда сопровождала мать, иначе, с учетом легкого и веселого характера барышни, вполне могла случиться беда.
Беда, впрочем, все равно случилась, но гораздо более трагичная, чем возможное грехопадение юной фрейлины.
7 августа 1794 года во время путешествия в Рим в возрасте 54 лет скончалась мать Анны, графиня Анна Александровна Чернышева.
После внезапной смерти жены Иван Григорьевич начал часто хворать, но государственной службы, тем не менее, не оставлял. В ноябре 1796 года вступивший на престол Павел I пожаловал графу Чернышеву чин генерал-фельдмаршала по флоту и назначил его сенатором.
Царским к себе благорасположением Иван Григорьевич не успел как следует воспользоваться. Зимой 1797 года графу стало значительно хуже и, по настоятельному совету врачей, он отправился на лечение в Италию.
В качестве сопровождающей 70-летний Иван Григорьевич взял младшую дочь, 21-летнюю Анну.
В Риме граф слег, и Анне пришлось ухаживать за умирающим отцом. 26 февраля Ивана Григорьевича не стало.
Возвратившись в Петербург, Анна стала бывать в свете и вскоре оказалась в центре грандиозного светского скандала. При дворе заприметили, что живот красавицы неуклонно растет.
Кто был виновником этой «оказии», Анна говорить наотрез отказалась. Вот как писал о скандале мемуарист Ф.Ф. Вигель:
«Дочь фельдмаршала графа Ивана Григорьевича Чернышева, фрейлина Анна Ивановна после смерти отца перед целым двором обнаружила стыд свой; чтобы прикрыть его, строгий, а иногда и снисходительный, император Павел велел скорее приискать ей жениха».
Жених вскоре сыскался. 20-летний коллежский асессор Александр Алексеевич Плещеев был вхож в дом покойного фельдмаршала Чернышева, с Анной он был знаком и как будто испытывал к ней симпатию. Кандидатура для «прикрытия стыда» подходила как нельзя лучше, и Павел I немедленно взял молодого человека в оборот.
Александр, сын незнатных, но вполне благородных родителей, сопротивляться воле императора не стал, и быстро согласился взять в жены «отяжелевшую» фрейлину.
Анне жених не нравился — дурен внешне, не богат, не знатен, — однако, в ее положении привередничать не приходилось.
12 ноября 1798 года в церкви Вознесения Господня в Петербурге состоялось торжественное венчание, сразу после которого молодожены уехали в Орловскую губернию с императорских глаз долой. Павел I в наказание за проступок Анны строго-настрого запретил фрейлине появляться в Петербурге.
В принадлежавшем Плещееву имении Чернь Болховского уезда 22-летняя Анна родила незаконнорожденное дитя. Ребенок скончался через несколько дней после появления на свет.
На Орловщине, в сельской глуши, Плещеевы жили на широкую ногу:
«В сельское убежище своё перенесли они часть столичных забав, к коим приучена была ее знатность: сюрпризам, домашним спектаклям, сельским праздникам, маскарадам конца не было. Плещеев был от природы славный актер, сам играл на сцене и других учил; находили, что это чрезвычайно способствовало просвещению того края». — Ф.Ф. Вигель.
Отношения между супругами были вполне гармоничными. Молодая пара предавалась «беспрерывному пиру» и всевозможным развлечениям. Плещеев, бывший недурным поэтом и композитором, поэтично называл супругу «Ниной», был с нею неизменно ласков и обходителен. Александр сочинял романсы, которые Анна исполняла при гостях: графиня, по свидетельствам современников, обладала мягким и приятным голосом.
В 1800 году «Нина» родила супругу сына Алексея, через три года родился сын Александр. Вскоре в семье появился третий мальчик, Григорий, затем, в 1805 году, сын Петр.
Первую девочку Анна Ивановна родила мужу в 1809 году, а через год на свет появился последний ребенок Плещеевых — дочь Мария.
Родители в детях души не чаяли, окружив их всяческой заботой. В целом, семья жила счастливо, и лишь одно омрачало жизнь Плещеевых — постоянная ревность Анны:
«Анна Ивановна страстно ревновала мужа, хотя и не знала, до какой степени имела причины ревновать его. Он наружно оказывал ей всевозможные знаки обожания и обманывал изо всех сил. Все именины и день её рождения в Черни для неё были сюрпризы на каждом шагу. Она прославлялась как богиня, и тут же, под её носом, он обманывал её». — Ф.Ф. Вигель.
В 1810 году, вскоре после рождения у Плещеевых дочери Марии, в сорока верстах от Черни в селе Муратово поселилась Екатерина Афанасьевна Протасова, сводная сестра уже известного к тому моменту поэта Василия Андреевича Жуковского.
Плещеев добился встречи с Жуковским, и вскоре стал его близким другом. Василий Андреевич не сильно ценил поэтический талант Александра Алексеевича, но полюбил его за живой и веселый нрав. За смуглую кожу Жуковский ласково называл друга «черная рожа». Плещеев ничуть на это не обижался.
В 1811 году Плещеев познакомил с Жуковским и свою жену. Анна, искренне любившая литературу, была весьма обрадована этим знакомством. Впоследствии она даже стала поверенной любовных тайн Василия Андреевича и его юной племянницы Марии Протасовой.
Жизнь в Черни шла своим чередом, но в начале лета 1817 года Анна Ивановна вдруг захворала. Перепуганный супруг спешно повез ее в Орел, но местные врачи ничем помочь не смогли: 20 июня женщина скончалась в возрасте 40 лет.
Александр Алексеевич долго оплакивал жену и, по свидетельству Марии Протасовой, буквально «жил на ее могиле».
Жуковский, видя состояние друга, пригласил Плещеева в Петербург, где тот был избран членом знаменитого «Арзамаса». Впоследствии Александр Алексеевич сделал недурную карьеру в Министерствах внутренних дел и финансов. В конце жизни внезапно женился на польке Розе Ринальдовне.
Умер Плещеев 22 марта 1862 года в возрасте 83 лет.
По разному сложились судьбы детей Анны Ивановны. Старшие сыновья Алексей и Александр стали декабристами, но, к счастью, отделались кратковременным пребыванием на гауптвахте. Григорий стал надворным советником, унаследовал имение Чернь. Чин надворного советника покорился и Петру.
Дочь Варвара долго ходила в «старых девах», но затем внезапно вышла за некоего доктора Пауля, родила ему трех сыновей.
Мария, которую все называли копией ее матери и по внешности, и по характеру, вышла за бретера Руфина Дорохова, но вскоре ушла от жестокого мужа. Впоследствии «блудно жила» с декабристом Петром Мухановым, после смерти которого у Марии была еще «бездна романтических историй».
Так сложилась судьба женщины, которую император выдал замуж, чтобы «прикрыть ее стыд», но в результате у Анны оказалась вполне благополучная и счастливая жизнь, особенно если сравнить с ее современницами.