Большинство актёров боятся браться за роли негодяев, ведь если сыграть такой образ слишком убедительно — отношение некоторых зрителей, как по щелчку пальцев, может измениться с уважения на презрение. А вот Сергей Яковлев готов был сыграть кого угодно, лишь бы только роль была действительно интересной и глубокой.
После того, как он появился в образе подлеца Морозова Устина Акимыча в киноленте «Тени исчезают в полдень», у него и вправду появилось множество ненавистников, которые не могли пройти мимо него, не бросив в его спину обидные слова.
Но всё же поклонников у актёра было в сотню раз больше. Те зрители, которым удалось повстречать Сергея Яковлева в жизни, отмечали, что он являлся очень добродушным, интеллигентным и благодарным человеком.
Сергей Яковлев не мог говорить о своём детстве без слёз. Оно было невероятно тяжелым. Когда будущий актёр только поступил в школу в родном Кургане, его отца объявили врагом народа и записали в расстрельный список. Спустя два месяца тоже самое произошло и с его матерью. Мальчик оказался в детском доме, в котором были хорошие воспитатели и воспитанники.
Большую помощь детскому дому оказывал Сергей Судьин, исполняющий в то время обязанности наркома внешней торговли. Мужчина каждый месяц привозил детишкам коробки с игрушками. Однажды, во время такого его приезда, маленький Сережа бросился ему в объятия и сказал: «Спасибо вам за всё». Эти тёплые слова согрели Судьину душу, и он решил усыновить мальчика в свою семью.
В 1937-ом году приёмного отца репрессировали, как и родных родителей. Чтобы избежать проблем, приёмная мама Мария Судьина сменила и себе, и Сереже фамилию на свою девичью — Яковлева, под которой актёр, собственно и прославился.
Великая Отечественная война началась, когда Сергею было шестнадцать лет. Из-за возраста он не смог попасть на фронт, но, так или иначе, парень пытался помочь бойцам всеми возможными способами. Яковлев перешёл из обычной школы в школу рабочей молодежи, чтобы была возможность устроиться на оборонное предприятие, изготавливающее мины.
Кроме того, он вместе со сверстниками строил противотанковые заграждения на въезде в город Курган. Через два года его призвали на службу, и он попал в воздушно-десантный полк в Суздали.
О своих фронтовых заслугах актёр говорить не любил, но известно, что он участвовал в тяжелейших сражениях в Венгрии и Австрии, за что получил Ордена Славы второй и третьей степени, а также медаль «За отвагу».
Сергей Яковлев был далек от актёрского мира, и даже не думал, что когда-то будет выступать на сцене. После демобилизации он устроился на работу статистом в театре родного города, просто потому, что ему нужны были деньги. Время от времени артисты из труппы уходили в запой или же отсутствовали по другим причинам, и в такие моменты руководство просило Яковлева их заменить.
Выступал он прекрасно, не уступая профессионалам. Это заметил главный режиссёр театра, который вскоре дал ему направление на обучение в столичном театральном вузе — ГИТИСе.
До 1957 года Сергея Яковлева было сложно заметить в постановках, так как ему доставались в основном второстепенные образы. Его карьера складывалась так плохо, что он хотел уйти из профессии. Так бы, скорее всего, и случилось, если бы Леонид Гайдай не пригласил его на съёмки фильма «Долгий путь». Тогда Яковлев осознал, что его призвание — это кино.
Он перешёл в театр-студию киноактёра, а его фильмография активно начала пополняться новыми работами, из которых самыми популярными стали: «Коммунист», «Кочубей», «Мать и мачеха», «Мимо окон идут поезда», «Восхождение», «12 стульев» и «Тени исчезают в полдень», ставшей его «визитной карточкой». С тех пор, как актёр сыграл Устина Акимыча, его преимущественно стали приглашать на роли подлецов.
В одной из своих книг Сергей Яковлев писал: «Лучшая валюта для актёра — это память о нём. Я мог бы взять сколько угодно негативных ролей. Пусть меня помнят, как злодея. Главное, что помнят, большего и не надо».
Сергей Яковлев старался держать свою личную жизнь в секрете. Про два своих первых брака он лишь кратко упомянул в мемуарах. «От меня сбежали две жены, но можно-ли назвать эти отношения ошибкой? Нет, ни в коем случае! Во-первых, я получил важный жизненный опыт. Во-вторых, стал счастливым отцом».
Известно, что у него было четверо детей — Люба и Саша от первого брака, во втором бракер родилась дочка Ингрида, а в третьем, последнем браке, родился сын Антон. До конца жизни Сергей Яковлев жил с третьей женой Натальей Юрковой, поэтессой. Они были не просто супругами, а прислушивающейся друг к другу командой.
Пара общими усилиями написала три книги и более десяти сценариев для постановок, а ещё жена помогала нашему герою с подготовкой к съёмкам, и поддерживала его, стоя за объективами камер. В 1996 году Сергея Яковлева не стало. У него был недописанный до конца роман «Большая медведица», который впоследствии дописала и издала его любящая жена, полностью сохранив его стиль.