«Мадам Беккер» каждый месяц: кого опасался Николай II?

«Пожалуйста, пусть у тебя не будет мадам Беккер, когда я вернусь!» — Молил государь Николай II в письме к Александре Фёдоровне от 8 апреля 1916 года. Эта «особа» не нравилась ему, и он неоднократно вспоминал о ней в переписке. Потому что «мадам Беккер» приходила к его супруге каждый месяц, исправно, примерно на 5 дней. И мешала горячо любящему государю быть вместе с императрицей.

Он пылко влюбился еще в декабре 1891-го. По крайней мере, именно тогда в дневнике престолонаследника, цесаревича Николая Александровича, появилась запись: «Моя мечта – когда-либо жениться на Аликс Г.» Аликс он называл гессенскую принцессу Алису, внучку английской королевы Виктории.

Императору Александру III этот союз категорически не нравился. Не была в восторге и мать цесаревича. Однако проходило время, и ни на кого, кроме Аликс, Николай смотреть не хотел. Попытки подыскать ему другую невесту, обратить его внимание на девушку из другой фамилии, не приводили к результатам. В итоге, уже захворавший император сдался.

8 апреля 1894 года в Кобурге объявили о помолвке наследника русского престола и Алисы Гессенской. «Чудесный, незабвенный день в моей жизни, день помолвки с дорогой, ненаглядной моей Аликс», — радовался цесаревич.

Начало семейной жизни двух влюбленных было омрачено смертью государя. 1 ноября 1894 года Александр III скончался. Спустя восемнадцать дней его отпевали в Петропавловском соборе, а 26-го ноября состоялось венчание. «Медовый месяц в атмосфере панихид», — метко заметил великий князь Александр Михайлович.

Но эти двое, казалось, не замечают ничего вокруг. Происходили разнообразнейшие события, потери, поражения, вокруг бурлило народное недовольство и поднимали голову политические партии… Однако Николай II и Александра Федоровна (под таким именем Аликс приняла православие) оставались пылко влюбленными друг в друга.

Если им приходилось разлучаться, они писали друг другу нежные письма. Как, например, 1 июня 1916 года:

«Моя родная девочка, я так по тебе тоскую – ведь уже больше двух недель, как мы расстались! Целую нежно тебя и девочек! Мысленно прижимаюсь… и уютно чувствую себя в твоих объятиях!»

В этой личной переписке постоянно возникал образ… мадам Беккер. Иногда ее называли просто «Беккер», иногда m-me В. Порой в письмах, полных любви, вдруг появлялся некий инженер-механик. И всякий раз Николай II, император всероссийский, с недовольством и огорчением вопрошал: надеюсь, она уже ушла, эта мадам Б? Инженер-механик не потревожит наш с тобой покой? Кого же опасался государь?

Так витиевато обожающие друг друга супруги называли обычное проявление женской физиологии. Каждый месяц Александра Федоровна сталкивалась с визитами мадам Беккер, что чрезвычайно огорчало Николая Второго. «Скоро явится эта Беккер, и все испортит!» — В гневе писал император 20 августа 1916 года. А иногда и с мольбой: «Пожалуйста, пусть мадам Беккер будет уже позади!».

У императора и Александры Федоровны было пятеро детей: четыре дочери и единственный сын, Алексей. Императрице на момент рождения Алексея было тридцать два года, и она явно еще находилась в цветущем возрасте. По крайней мере, упоминания о «надоедливой мадам Беккер» появляются в переписке супругов и двенадцать лет спустя. Однако больше у царственной четы детей не было.

К большому сожалению для историков и исследователей, императрица Александра Федоровна сожгла свои дневники. Наверняка в них было еще много интересных фактов, а, возможно, и недостающих деталей, объясняющих те или иные события.

Например, относительно Григория Распутина. Как известно, императрицу обвиняли в слишком близких отношениях с ним. Дневники государыни могли бы навсегда поставить точку в этом вопросе.

А история с «мадам Беккер» по-своему примечательна. Конечно, в личной переписке люди часто позволяют себе самые разнообразные выражения. Однако у особ столь высокого положения, да еще в начале двадцатого века, редко можно встретить такую степень откровенности.

Все потому, что Аликс и Никки – как они называли друг друга – действительно обожали друг друга. Не такое частое явление у коронованных особ.

Оцените статью
«Мадам Беккер» каждый месяц: кого опасался Николай II?
«Фу какая»