Тридцать семь лет разницы! Она годилась ему даже не в дочки, а во внучки! Но герцога Бретонского это нисколько не смущало. Главное, что посланники клялись: шотландская принцесса Изабелла – дивный цветок! Очень юная, сияющая, лучезарная… И кажется такой простушкой! «То, что нужно. – Сделал вывод Жан VI. – От умниц одни неприятности». Свою будущую супругу он явно недооценивал.
В пятнадцатом веке к ученым дамам многие относились настороженно. У женщин традиционно была второстепенная роль, особенно во Франции. Например, наследовать престол они не могли.
Неудивительно, что средневековый философ Филипп Наваррский всерьёз считал – образование девочкам надо давать самое приблизительное. Чтобы немножко читали, немножко писали… А лучше, чтобы вообще не умели этого делать!
«Если кавалер обратится к даме, — рассуждал он, — сочинит для нее песню или стихи… он невольно натолкнет ее на мысль, что нужно ответить! И тогда начнется обмен письмами, а там недалеко и до падения!»
Герцог Бретани, Жан VI, разделял это убеждение. Но вышло так, что его первая жена, французская принцесса Жанна, была женщиной решительной, умной и хваткой. Она подарила ему семерых детей, и в 1433-м году скончалась. А герцог не чувствовал себя стариком. И прикидывал возможности для повторной женитьбы!
При шотландском Дворе расцветали шесть прекрасных роз – дочерей короля Якова I. Старшую отдали за французского правителя, и следующей на выданье оказалась нежная Изабелла. Хотя первую дочь единодушно считали очень красивой девушкой, придворные соглашались – нет, Изабелла явно красивее! Повезет тому, кто сорвет этот цветок!
Ей было только пятнадцать, когда бретонский герцог отправил посланников в Эдинбург. И те, вернувшись, в один голос подтвердили: восхитительна! Высокая, гибкая, с огромными зеленоватыми глазами и копной пышных каштановых волос…
Дитя подлинной любви! Все знали, что отец девушки женился на ее матери из-за очень сильного чувства. Расхваливая наперебой принцессу, посланники ни слова не сказали про ум. И это очень понравилось герцогу. У него уже была ученая супруга. «От умниц одни неприятности», — говорил он.
19 июля 1442 года подписали брачный договор. Начались сборы, подготовка к свадьбе, назначенной на 29 сентября… Для Изабеллы снарядили самый лучший корабль, сундуки с ее приданым занимали много места в трюме, а к ним еще добавились подарки от будущего супруга. Жан VI хотел выглядеть щедрым – он прислал самый дорогой шелк для платьев невесты и несколько ларцов с драгоценностями.
«Будь счастлива, милая», — шептала мать, провожая девушку в порту.
Изабелла волновалась. Она проводила все дни на палубе, всматриваясь в даль – какая она, эта Бретань? Будет ли ее брак таким же счастливым, как у родителей?
Но, оказавшись в герцогстве, Изабелла увидела черные флаги, развешенные повсюду. Пока она плыла по морю… жених скончался.
Она была в затруднительном положении. Возвращаться назад? Или оставаться и выждать из приличия срок траура? Изабелла решила написать домой, чтобы попросить совета, когда решение пришло вдруг само. Старший сын покойного герцога, который теперь приобрел титул и все права, предложил Изабелле… руку и сердце.
Франсуа был старше шотландской принцессы на двенадцать лет. Его прозвали «Любимый» за красоту и невероятную популярность у народа. Он уже был женат, овдовел, и теперь с интересом присматривался к несостоявшейся невесте отца.
И девушка согласилась. 30 октября 1442 года состоялась свадьба. Изабелла стала герцогиней Бретонской, и торжества по этому поводу длились больше недели. Все выглядели довольными – юная невеста, ее сияющий жених и шотландская свита. Им не пришлось уныло ехать обратно!
Вскоре Изабелла прославилась как талантливая поэтесса. Она писала стихи о любви, она сочиняла такие дивные произведения, что для них моментально сочинили музыку. Галантные кавалеры пятнадцатого века признавались дамам в своих чувствах… словами Изабеллы Шотландской!
И в браке она оказалась счастливой – подарила мужу двух красавиц-дочерей. А когда овдовела, наотрез отказалась возвращаться в Шотландию. «Я счастлива и любима здесь!» — Отвечала она на призывы брата-короля.
Скончалась она в 1499 году (по другим сведениям, в 1496), успев оплакать старшую дочь. Обе ее девочки считались очень образованными. И про них уже не говорили: «От умниц одни неприятности».