Юрий Васильев: тяготился своей красотой, всю жизнь был верен жене и не сумел стать кинозвездой

Народного артиста РФ Юрия Васильева все знают по роли красавчика Рудольфа в легендарном фильме «Москва слезам не верит». Как много зрительниц вздыхало по нем! Случалось и так рассуждали: «Ничего что подлец – зато красавчик какой! Очень даже понятно, почему главная героиня влюбилась в него».

Но не все знали, что актер, сыгравший идеального красавца и слабохарактерного мерзавца в одном лице, совершенно не похож на своего экранного героя…

Юрий Васильев родился в 1939году, в Москве. Мать была библиотекарем, а отец – инженером. В семье хотели, чтобы он пошел по стопам отца. Но Юрий решил стать актером. С первой попытки поступил в ГИТИС. А в дипломном спектакле показал себя настолько профессионально, что был приглашен служить в Малый театр, что, как известно, огромная честь для любого актера.

Рассказывают, что непростой коллектив знаменитого театра поначалу относился к молодому и очень красивому актеру настороженно. Но Юрий быстро сумел расположить к себе коллег не только своим талантом, но доброжелательностью и природной интеллигентностью.

Он посвятил Малому театру без малого 40 лет, блистая во многих спектаклях, особенно хорош был в постановках классических произведений.

А вот с кино было все сложнее. Дело в том, что к Васильеву намертво прикрепился типаж абсолютного красавчика. Ловеласа и рокового обольстителя. По замыслу режиссеров, он должен был украшать собой фильм. Зачастую в ролях эпизодического плана, кстати. Васильеву же хотелось серьезных драматических ролей.

Ведь начало его кинокарьеры было многообещающим. Юрий Васильев дебютировал в 1960 году в фильме «Ловцы губок». И сразу в главной роли. Кстати, в этой кинокартине Юрий снимался вместе со своей женой – Нелли Корниенко. Съемки фильма пришлись на их медовый месяц.

Следующая заметная роль тоже главная – в фильме С. Герасимова «Журналист». Именно работа в этой кинокартине и принесла молодому актеру ошеломляющий успех.

Эта кинокартина получила Большой приз Московского международного кинофестиваля, ее признали лучшим фильмом 1967 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Тысячи девушек влюбились в его героя-журналиста Юрия Алябьева. А строгие кинокритики писали, что он, бесспорно, талантлив.

После такого успеха актер не хотел снижать планку и часто отказывался от ролей, которые казались ему шаблонными.

Одна из наиболее заметных его киноработ случилась лишь спустя 10 лет. Помните его князя Орловского в «Летучей мыши» 1978 г.? До чего хорош, колоритен и убедителен! И даже неважно, что роль далеко не главная.

А, поистине, народную известность принес актеру тот самый красавчик Рудик из фильма «Москва слезам не верит». Юрий Васильев легко справился с этой ролью. Многие коллеги Васильева считали, что она удалась ему оттого, что в жизни он был полной противоположностью своему герою. Кстати, режиссер Меньшов поначалу предлагал роль Рудика Олегу Видову, Льву Прыгунову, Евгению Жарикову, Владимиру Ивашову.

Но что-то не сходилось. А вот на Васильева роль села как влитая. А ведь если всмотреться, то оказывается, что образ-то вышел совсем неоднозначный. Рудик – не просто подлец и слабак. Этот великовозрастный маменькин сынок, если и вызывает негодование вначале, то в финале фильма его даже и жаль. Одиночество клеймом лежит на нем. И неудачливость.

После фильма «Москва слезам не верит» еще были запоминающиеся кинообразы в фильмах 80-х.: «Коней на переправе не меняют», «Мы из джаза».

Вот, собственно, и все.

Почему же так получилось? Такой яркий актер и такая невостребованность.

Многие кинокритики и режиссеры открыто говорили, что актер такого типажа, обладающий столь великолепной внешностью, необыкновенной фотогеничностью и несомненным талантом на Западе был бы звездой и миллионером….

А близко знавшие Юрия Васильева считают, что во многом повинен он сам.

Когда читаешь воспоминания коллег о Юрии Васильеве, понимаешь, что характер у него был вовсе не актерский. Не обладал он бойцовскими качествами.

Стать первым в кино ему мешала врожденная интеллигентность, застенчивость, совершенно непробивной характер. Актеру было несвойственно заявлять о себе любой ценой и «идти по головам». Обзаводиться нужными знакомствами, навязываться режиссерам он тоже не умел. Коллеги Юрия Васильева по театру вспоминали, что он даже считал лишним озвучивать вслух свои профессиональные желания.

Например, очень любил Чехова и мечтал о роли Гаева в спектакле по «Вишневому саду». И переписал текст этой роли в тетрадку, выучивал его наизусть. И только жене признавался: «Вдруг кто-то из коллег заболеет, а я знаю текст и смогу его подменить». Худрук Малого театра Юрий Соломин вспоминал о нем как о «скромном труженике. А Виталий Соломин отмечал его благородство и доброту.

Да и другие актеры говорили, что Васильев был напрочь лишен творческой зависти, умел радоваться чужим успехам, был мягким, скромным и деликатным. Всегда дружелюбный и приветливый, он при этом оставался очень закрытым человеком, избегал публичности, не любил давать интервью и ни с кем не делился своими переживаниями.

А вот своей великолепной внешностью и вовсе тяготился. Он не мог принять себя таким, как есть. Вместо того, чтобы пользоваться своей красотой, актер до конца жизни стеснялся ее и считал, что красота не позволяла ему в полной мере раскрыть свои актерские возможности. А если и выпадал ему редкий случай в театре сыграть характерную роль, то он гримировался до неузнаваемости.

Один из коллег Васильева сказал так: «К нему прилипло клеймо красавца-мужчины. Никому по-настоящему не пришло в голову поглядеть на то, что этот красавец может глубоко и драматично чувствовать какие-то роли».

Красавец Юрий Васильев всегда пользовался огромным успехом у противоположного пола. Вот только повышенное внимание женщин сильно его тяготило и смущало – он избегал встреч с поклонницами. И всю жизнь любил свою жену, актрису Нелли Корниенко.

Трудно поверить, но это так. Их любовь началась еще в 1960 году. Они повстречались на отдыхе в Геленджике. И никогда уже больше не расставались. Счастливо прожили 40 лет, воспитывали дочь Екатерину. Работали в одном театре.

И хозяином он был отменным: с удовольствием обустраивал дачу, занимался садоводством, собственноручно возвел на участке деревянный домик.

Однако даже семейная идиллия не могла спасти от душевных переживаний. А они были связаны с профессией.

Внешне вполне благополучный актёр носил в сердце огромный груз долгих переживаний о несыгранных ролях и упущенных возможностях. В 90-е даже пробовал себя на режиссёрской поприще.

Но все чаще беспокоило здоровье. У Васильева еще с юности были проблемы с сердцем.

Жарким днём 4 июня 1999 года случился острый сердечный приступ. Юрия Николаевича не стало. Красавцу-актеру еще и 60 не было.

Оцените статью
Юрий Васильев: тяготился своей красотой, всю жизнь был верен жене и не сумел стать кинозвездой
Сниматься начал в 56 лет: как театральный актер Алексей Чернов покорил зрителей