Боярин кулаком стукнул по столу: «Желаю низкородную, и не смейте перечить!». Федор Никитич давно уже думал о том, что пора остепениться. Многие мечтали сделать знатного красавца, приближенного к царю и двору, своим зятем.
Водили перед ним своих пышнотелых дочерей, разодетых в лучшие наряды и уборы. Федор Никитич только крутил ус и посмеивался, жену себе он выбрал из низкого рода. Отец ее погиб, мать была женщина умная и спокойная, а братья смирные, в столицу не рвались.
Его Ксенюшка хоть и не румяна и не пышна телесами, зато умна, не чета высокородным сплетницам. А еще невеста была с богатым приданым. Костромской дворянин Иван Василевич Шестов позаботился о детях и каждому определил долю. Федор Романов довольно потирал руки, он сорвал куш.
Федор Никитич Романов был первым московским щеголем. Портные всем своим заказчикам хвалили новое платье словами: «Ну теперь вы вылитый Федор Никитич». Но кутежи и веселье было не единственное, что занимало боярина.
Его отец был родным братом любимой жены грозного царя Ивана Васильевича IV и Федор с детства привык слышать и слушать беседы серьезные, государственные. Он владел языками, был образован и начитан, дружен с сыном Грозного Федором Ивановичем и старался врагов по пустякам не наживать.
Дочери костромского дворянина была оказана великая честь, в память о доброй службе отца ее пригласили ко двору в свиту жены царевича Федора Ивановича, Ирины Годуновой. Так Федор Никитич и заметил свою суженую. О женитьбе было договорено быстро, со стороны невесты и не могло быть никаких возражений. Ксения стала частью клана Романовых и перед иконами поклялась служить на благо новой семьи.
Долго не могла она подарить супругу ребенка, четверо деток умерли в младенчестве, потом на свет появилась дочь Татьяна и наконец то Бог дал долгожданного наследника Михаила. Ксения словно волчица оберегала мальчика, никого не подпускала, сама для него готовила лекарства и тщательно следила, что дают ему в пищу.
Пока Ксения боролась с судьбой и молилась о рождении детей, в государстве началась Смута. Умер грозный царь, наследник его Федор был болезненным и слабым, потомства не имел, а в 1598 году оставил страну без преемника. Кто станет новым царем? Много сил потратил Федор Нититич, много интриг и взяток было… На престол взошел Борис Годунов.
Казалось, что теперь для Романовых будет время нового подъема, ведь Федор Никитич и Борис Годунов всегда были заодно, но неуверенный в своем положении новый царь начал устранять конкурентов. Романовы были сильны, богаты, влиятельны. От них нужно было избавиться.
Федора Никитича и Ксенью насильно разлучили, постригли в монашество, а детей увезли. Ксения словно птица в клетке билась в келье, кричала, рыдала, неделями отказывалась она от еды и питья, требуя, чтобы ей позволили увидеться с мужем и сыном. Все бесполезно.
Теперь ее звали инокиней Марфой, а того, кто некогда был ей мужем – Филаретом. В далеких монастырях в тяготах и лишениях прошло пять лет. Редко Марфа получала тайные весточки, дескать сын твои здоров. Это было главное, что занимало ее мысли и молитвы.
Все изменилось, когда Борис Годунов умер, а Лжедмитрий I вошел в Москву. Желая показать себя справедливым и добрым, он приказал вернуть опальных Филарета и Марфу в столицу, позволил видеться с сыном. Филарет был обласкан им и назначен митрополитом.
Многое пришлось им пережить. Хитрый и умный Федор Никитич не растерял дипломатически талантов, при Лжедмитриях и Шуйском умел он поставить так, что всем был необходим, девять лет провел в плену у поляков как ценный заложник.
А в Москве пришло время выбирать нового царя. Не прими Федор Никитич сана, его кандидатура была бы первой в списке претендентов. Но так как это было невозможно, на царство призвали его сына, Михаила Федоровича Романова.
Инокиня Марфа в Костроме испугалась, когда послы пришли за ее мальчиком. Много крови было пролито за право носить шапку Мономаха, не такой судьбы желала она своему единственному сыну. И все же когда все было решено, инокиня Марфа стала Михаилу надежной опорой.
Молодой царь уважал мнение матери и прислушивался к нему, она руководила его двором и звалась теперь Великая государыня старица Марфа Ивановна. Когда Михаилу пришло время жениться, мать не пожелала чтобы царской невестой стала низкородная Мария Хлопова, словно сама забыв о том, что ее муж был гораздо выше по положению и женился на ней не по статусу, а по любви.
Этот разлад стал первой значительной ссорой сына и матери. Михаил женился по ее выбору, но больше уже не был так ласков и все реже спрашивал мнения матери. В 1619 году вернулся из плена Филарет, теперь он был главным советником и доверенным лицом молодого царя.
Инокиня Марфа прожила жизнь долгую. Со многим приходилось ей смиряться – жестокое несильное монашество, интриги царского двора, борьба за власть. Она увидела своего любимого сына царем, первым из рода Романовых, занималась внуками и благотворительностью, скончалась в 1631 году.