Интересное об обаятельном угонщике Юрии Деточкине из фильма «Берегись автомобиля»

Мало какой киношный преступник вызывает такой океан сочувствия как Юрий Деточкин. В этом посте мы расскажем, как авторы трудились над созданием этого персонажа, и раскроем секрет его обаяния.

Сюжет всенародно любимой комедии «Берегись автомобиля» родился из городских легенд. В шестидесятые годы в Москве, Ленинграде, Одессе и других городах Союза люди рассказывали друг другу истории о поборнике справедливости, который угонял машины у чиновников-взяточников, и передавал вырученные с преступной деятельности средства в детские дома.

Вдохновленный этими историями, услышанными от разных людей, режиссёр  Эльдар Рязанов решил снять на их основе фильм.  К работе над сценарием он пригласил автора популярных комедийных пьес Эмиля Брагинского.

Режиссёр и сценарист очень хорошо сработались  и впоследствии совместно трудились над фильмами «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» и «Гараж».

Работа над сценарием началась с проработки главного героя. Авторам не хотелось в очередной раз эксплуатировать образ благородного разбойника по образцу Робин Гуда. Было решено совместить в характере персонажа троих классических героев. Князь Мышкин, из драмы Достоевского «Идиот». Чаплиновский бродяга Чарли. И  Дон Кихот.

Появившийся на свет стараниями авторов человек получился чистосердечным большим ребенком, который примечает то мимо чего взрослые проходят, не обращая внимания. Отсюда появилась фамилия Деточкин. Как и положено большому ребенку у Деточкина нет собственной семьи. У него престарелая мама и женщина, которую он трогательно любит, любовью романтически настроенного школьника.

Изначально на роль Деточкина был утвержден Юрий Никулин. А на роль следователя Подберезовикова Юрий Яковлев. Но затем что-то произошло, и Никулин отказался от роли. Съемки картины были законсервированы. Рязанов задействовал собранную группу для съемок нового фильма  «Дайте жалобную книгу!», а сценарий был переделан в повесть.

Фильм «Дайте жалобную книгу» имел оглушительный успех, и напечатанная в журнале «Молодая гвардия» повесть «Берегись автомобиля» была тепло принята зрителем. Окрылённый этими успехами Рязанов зашёл на второй заход и предложил студии «Мосфильм» обновленный сценарий, уже как экранизацию повести. И получил зеленый свет.

Пробоваться на роль Деточкина режиссёр пригласил Олега Ефремова, но волевой и решительный Ефремов, выглядел в этом образе, как «волк в овечий шкуре». А нужен был, герой тонкий, рефлексирующий и сомневающийся, но неудержимый в своей тяге к справедливости. Как Гамлет. И такой Гамлет в советском кино был.

На роль Деточкина был приглашён прославившийся за несколько лет до этого главной ролью в экранизации «Гамлета» актер Иннокентий Смоктуновский. В театральной среде Смоктуновский был известен ролью князя Мышкина. И вот этому лирическому актеру предстояло, воплотить сложный, комический, с горькой примесью трагичности образ. Актера терзали сомнения.

Рязанов взял инициативу в свои руки и приехал в Ленинград уговаривать актера. Смоктуновский согласился, но вскоре заболел, ему диагностировали гипотонию.  По совету врачей актер переехал жить на дачу, и отказался от съемок.

На роль попробовали несколько других актеров, среди которых был Леонид Куравлев. Пробы Куравлев всем понравились, его Деточкин был забавным и интересным, но все же не хватало какой то трагической чудаковатости. Рязанов поехал на дачу к Смоктуновскому и попал в непогоду. Когда Смоктуновский увидел у себя на пороги промокшего до нитки и измученного Рязанова, он сдался и согласился играть эту роль.

На роль следователя Подберезовикова был утвержден Ефремов. Примечательно, что авторы ввели в фильм персонажа, который стал продолжением Подберезовикова. Это сыгранный Георгием Жжёновым автоинспектор, который схож со следователем по своему характеру, а так же пониманием нравственности и долга.

Так уморительная сцена погони не только отразила состояние героя находящегося под постоянным страхом преследования со стороны милиции. Но и расширила моральный облик и философию Подберезовикова на всю советскую милицию.

По итогу съемок Иннокентий Смоктуновский раздвинул грани своего актерского потенциала, проявив себя как трагикомик. И очень полюбился зрителям. По итогу опроса читателей журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский был признан лучшим актёром года.

Оцените статью
Интересное об обаятельном угонщике Юрии Деточкине из фильма «Берегись автомобиля»
Глубокое декольте