«Быть второй женой — это не для русской»

«Молоденькую племянницу привёл! — рыдала Катя. — Еще одну жену захотел!».

И куда теперь ей, в 32-то года, соперничать с юной красавицей? Муж напрямую заявил: будешь второй женой. Подумать только: русская женщина — и вторая жена!

Катя рыдала. Великолепно убранная комната казалась ей золотой клеткой.

7 апреля 1906 года управделами российской миссии в Сиаме прислал главе МИД Российской империи тревожную шифрованную телеграмму, в которой сообщил следующее:

«Считаю долгом сообщить в. с-ву, что вслед за принцем Чакрабоном прибыла в Банкок некая Екатерина Десницкая , совершившая путешествие из Одессы вместе с принцем и, по слухам, венчанная с ним в Греческой церкви в Александрии. В пути принц выдавал ее за свою морганатическую супругу, и она значилась под именем Пизанулок, титул принца по одной из провинций Сиама.

В настоящее время живет у него во дворце. Следует ожидать неприятностей, коль скоро об этом узнает король, что неизбежно. Это обстоятельство способно повлиять на неизменно хорошее и благодарное отношение короля к России и дает большие шансы в руки досужих членов королевской семьи, не разделяющих его чувств к России».

Ах, если бы Катеньке Десницкой во время ее обучения в Фундуклеевской женской гимназии в Киеве кто-нибудь сказал, что про нее серьезные люди будут отправлять такие сообщения — ни за что бы не поверила! Банкок, Сиам, Греческая церковь в Александрии, тайное замужество с загадочным принцем Чакрабоном! И почему это от нее, милой и доброй Катеньки, «следует ожидать неприятностей»?

Это было похоже на сюжет одного из приключенческих романов, что Катя так любила читать, пряча «глупые книжки» от строгой маменьки. Юная красавица-гимназистка и представить не могла, что сюжет «глупой книжки» воплотится в ее жизни.

Катя Десницкая родилась 27 апреля 1886 года в Волынской губернии в городе Луцке. Папенька, член Киевской окружной судебной палаты Иван Степанович Десницкий, скоропостижно скончался от сердечного приступа, когда Катеньке было два года.

Воспитывала девочку мама, Мария Михайловна Десницкая (урожденная Хижнякова). Мария Михайловна, окончившая в свое время Полтавский Институт благородных девиц, была женщиной строгой, и своим двум детям — дочери Екатерине и сыну Ивану — спуску не давала, заставляла их учиться, читать «правильные» книги.

За приключенческую литературу строго наказывала — лишала пастилы, сахара, сушеного чернослива и других вкусностей.

Но, запретный плод, как известно, имеет особую сладость. И Иван, и, в особенности, Катя, с раннего детства обожали читать книжки про неведомые страны, про опасные плавания, про дальние острова, где живут поразительные племена.

Мать Кати скончалась в 1903 году в возрасте 52 лет. Семнадцатилетняя Десницкая в ту пору уже жила в Санкт-Петербурге вместе с братом, студентом университета, обучалась на курсах сестер милосердия.

С началом Русско-японской войны девушка отправилась на Дальний Восток. На фронте Десницкая проявила недюжинную храбрость: не единожды она вытаскивала раненых солдат с поля боя, многим бойцам Катя спасла жизнь.

Екатерина стала одной из четырех женщин Русско-японской войны, удостоившихся Георгиевского креста, а также владимирской и аннинской медалей.

Летом 1904 года Десницкая возвратилась в Санкт-Петербург, получив на Дальнем Востоке массу впечатлений и став большой ценительницей азиатской культуры. Как оказалось впоследствии, Азия не собиралась отпускать Екатерину.

В сентябре 1904-го Десницкая была на балу в Пажеском корпусе и познакомилась там с 21-летним сиамским принцем Чакрабоном, вторым сыном короля Сиама Рамы V. Принц присутствовал на балу в качестве почетного выпускника — он окончил Пажеский корпус в 1902 году.

Чакрабон был блестяще образованным молодым человеком, одним из первых сиамцев, овладевших русским языком. Подобно тому, как Катя любила азиатскую культуру, принц обожал культуру русскую. Ну, и русских женщин, разумеется.

Десницкая мгновенно покорила сердце принца. На протяжении всего бала Чакрабон танцевал только с Екатериной, вежливо отказывая в танце признанным петербургским красавицам.

Затем последовало еще несколько встреч. В 1906 году Чакрабон пригласил Десницкую отправиться с ним в совместное путешествие в Одессу, а затем — в Константинополь. Екатерина согласилась.

В греческой церкви Святой Троицы в самом центре древней столицы Византии влюбленные обвенчались. Чтобы быть с Десницкой, принц принял православную веру. Счастливая Екатерина писала брату из Константинополя:

«Дорогой Ваня… Если бы ты знал, что это за прекрасная, честная, добрая личность. Конечно, многие, говоря о моем замужестве, упоминают только о богатстве и роскоши, а о счастии молчат, но я скажу, что больше любить, понимать и уважать друг друга невозможно, и никому не желаю лучшей семейной жизни. Так люблю его, как даже и не думала».

Поженившись, пара отправилась в Сиам. И здесь Екатерину ждал совсем не теплый прием.

Родители принца не приняли невестку. Король Рама V выдвинул сыну ультиматум: либо он расстается с русской женой, либо лишается места в списке наследников трона. Чакрабон выбрал Катю.

Именно после этого события и полетело в Россию донесение от управделами российской миссии. Дипломаты беспокоились, в первую очередь о том, чтобы Его Величество не изменил своего благоприятного мнения о России.

Этого не произошло: Рама V не смешивал семейные и государственные дела.

Неприязненное отношение со стороны родителей супруга угнетало Десницкую, она чувствовала себя виноватой из-за того, что принц подвергся из-за нее опале. Юная красавица делала все, чтобы растопить сердца венценосных свекра и свекрови.

Катя быстро выучила тайский язык, изучала культуру и обычаи страны, с удовольствием участвовала в различных ритуалах. Но, главное, она была невероятно доброй, благородной и истово любила принца Чакрабона.

Первой не выдержала свекровь. Королева-консорт Саовабха стала приглашать Екатерину во дворец, с удовольствием общалась с нею, расспрашивала о России.

28 марта 1908 года Екатерина родила супругу первенца — очаровательного малыша принца Чулу. Здесь уже растаяло и сердце короля. Рама V посетил сына и невестку, полюбовался на внука и попросил Десницкую почаще бывать с Чулой в королевском дворце.

Впрочем, в список наследников король принца Чакрабона не вернул.

Это произошло через два года, после смерти Рамы V и коронации старшего брата Чакрабона, принца Вачиравуда, принявшего тронное имя Рамы VI.

Впрочем, Чакрабон не стремился к власти: ему вполне было достаточно счастливой семьи. В отличие от своего отца, имевшего сразу четырех жён, принц в отношениях с русской девушкой отказался от традиции многоженства.

Увы, придерживаться этого правила Чакрабон смог не так долго: в 1918 году наследник закрутил роман со своей юной племянницей по имени Чавалит.

32-летнюю Екатерину принц убеждал, что быть второй женой — это почетно, и полностью соответствует традициям Сиама. Ответ был однозначным:

«Быть второй женой — это не для русской женщины».

Тем не менее, Екатерина пыталась спасти свой брак, убеждала Чакрабона отказаться от отношений с племянницей:

«Прошу об одном — о сочувствии. Думай обо мне, как о больной, единственным лекарством для которой являешься ты… Я все ещё люблю тебя».

Принца эти слова не убедили, и он все же привел в дом юную Чавалит. Десницкая, не желавшая быть «третьей лишней», немедленно покинула дворец.

Сына, принца Чулу Екатерине не отдали: наследник трона.

К тому времени у Екатерины уже не было Родины: в России произошла революция, царь был свергнут и расстрелян с семьей в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. В Азии находилось огромное количество русских аристократов, спасшихся от революции и Гражданской войны.

Среди эмигрантов был и брат Десницкой, Иван. Мужчина поселился в Шанхае, где была большая русская диаспора. Именно туда и поехала Екатерина.

В июне 1920 года в Шанхае женщина узнала о скоропостижной смерти своего супруга в возрасте 37 лет. Недолго принцу Чакрабону довелось наслаждаться жизнью с племянницей! Причиной смерти наследника стала тяжелая форма пневмонии, причем, простудился он, катаясь с юной Чавалит на яхте в промозглую погоду.

К тому моменту 18-летний принц Чула, сын Екатерины, уже учился в Великобритании в Тринити-колледже Кембриджского университета. Мать и сын активно переписывались: Чула относился к вынужденному отъезду матери с полным пониманием и не обвинял ее ни в чем.

В 1924 году Екатерина Десницкая вступила во второй брак. Ее избранником стал американец Гарри Клинтон Стоун. Супружеская пара переехала в Париж, чтобы остаться там навсегда.

Сын Чула, окончательно осевший в Лондоне после тайской революции 1932 года, изредка навещал Десницкую во Франции.

В 1959 году Чула приехал к пожилой матери не один, а с женой-англичанкой и с 4-летней дочкой Нарисой. Екатерина Ивановна была невероятно счастлива увидеть девочку. Буквально через несколько месяцев после визита дорогих гостей, 3 января 1960 года, Екатерина Десницкая скончалась в возрасте 73 лет.

Большое путешествие, о котором Катя мечтала в детстве, читая приключенческие романы, завершилось.

Оцените статью
«Быть второй женой — это не для русской»
«Участь — рожать»