Владимира Самойлова вся страна знала, прежде всего, как Назара из знаменитой и такой любимой музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Когда в 1967 году фильм вышел на экраны кинотеатров, то его посмотрело рекордное количество зрителей – 74,5 миллиона человек, фильм буквально растащили на цитаты, и по его сей день смотрят все поколения зрителей.
Но Самойлов всегда считал себя, в первую очередь, театральным актёром. На театральной сцене он сыграл больше 250 ролей, хотя и с удовольствием снимался в кино. А вне профессии у Владимира Яковлевича была прекрасная семья: жена Надежда Фёдоровна и сын Александр, который пошёл по стопам отца.
Самойлов был обычным одесским мальчиком, который еще в детстве определил для себя путь актера. Однако получив аттестат в июне 1941-го он вместе с сотнями и тысячами других выпускников отправился в военкомат. В конце войны Самойлов получил ранение в ногу, и на протяжении всей жизни Владимир Яковлевич будет хромать.
После выписки из госпиталя он вернулся в родную Одессу раньше, чем отгремели победные залпы. В родном городе он и познакомился со своей будущей супругой очаровательной Надеждой Ляшенко за которой увивались толпы поклонников и ухажеров. Надя тогда училась в театральном вузе и уже была восходящей звездой местного Театра драмы.
Именно Надежда и привела Владимира Самойлова в профессию, поставив условие: чтобы встречаться с ней, он должен обязательно поступить в театральное училище. Владимир Самойлов поступил сразу на второй курс театрального вуза.
Позже молодые супруги уже вместе выходили на сцену Одесского театра, Надежда Самойлова — в ведущих ролях, а Владимир в то время играл совсем небольшие роли. Потом чету Самойловых пригласили в Кемеровский театр, при этом в труппе хотели в первую очередь, видеть именно Надежду. Там, в Сибири, у Самойловых родился их единственный сын Александр.
Через несколько лет Владимир и Надежда Самойловы переехали в Горький. В Горьковском театре Самойлов работал до 1968 года, с его труппой объездил весь Советский Союз. В 1966 году он удостоился звания Народный артист РСФСР.
Начиная с 1959 года началась кинокарьера Владимира Самойлова. В период работы в Горьковском драматическом театре Владимир Яковлевич снялся в четырнадцати фильмах, в том числе в картине «Свадьба в Малиновке».
Владимир и Надежда были счастливы вместе, понимали друг друга с полуслова. Ее называли его ангелом-хранителем, она была единственной любовью на всю жизнь. Надежда Федоровна всегда поддерживала мужа, стараясь держаться в тени и обеспечивая теплый домашний очаг.
Когда Самойлова утвердили на роль в знаменитой картине «Свадьба в Малиновке», он начал выпивать, и во время съемок приходил на площадку в изрядном подпитии.
Сын Александр Самойлов позже вспоминал, что «Абрикосов, Сличенко и Пуговкин расположились в самой просторной мазанке и то и дело срывали съемки, полюбив «расслабиться» знойным «малиновским» вечером с помощью ядреного деревенского самогона».
Режиссер Андрей Тутышкин вынужден был вызвать супругу актера. Надежда приехала на съемочную площадку и, не ругаясь, не шумя, тихо спросила у Владимира: «Помнишь, за кого я хотела выйти замуж? За актера. Так будь же им». С того дня Владимир Самойлов с выпивкой завязал.
После гастролей театра в Москве со спектаклем «Ричард III», где Владимир Самойлов играл главную роль, для него настало поистине золотое время — его захотели видеть в своей труппе едва ли не все столичные театры. В результате актёр выбрал Театр им. Маяковского, потому что туда вместе с ним сразу же брали его любимую жену Надежду и давали трёхкомнатную квартиру на Смоленской площади.
Владимир Самойлов блистал на сцене, а вот Надежде Фёдоровне доставались только второстепенные роли, она словно «потерялась» и не смогла сделать такую же блестящую карьеру, как супруг. Но при этом она ни разу его этим не попрекнула. Постепенно ее роли становились все менее значимыми и второстепенными, что очень расстраивало Самойлова. Но просить за себя и за неё не мог.
А потом случилась беда — у Надежды Фёдоровны обнаружили опухоль. После успешной операции и выписки из больницы она мечтала о скорейшем возвращении на сцену. Вдруг оказалось, что актрису уже вывели из труппы и отправили на пенсию.
Владимир Яковлевич попытался поговорить с художественным руководителем театра Андреем Гончаровым чтобы супругу взяли обратно в театр хотя бы на какие-нибудь небольшие роли. Однако режиссер посчитал эту просьбу блажью своего ведущего актера и любимчика и отказал ему.
Самойлову было слишком обидно за любимую женщину, он написал заявление об уходе из театра в котором прослужил долгие годы. Да и актеру в то время было уже за шестьдесят лет.
А так как театр был главным делом его жизни, то актер впал в отчаяние, у него началась жесточайшая депрессия. Жена и сын предложили Владимиру Яковлевичу съездить на родину. «В Одессе его все узнавали, здоровались, приглашали в гости, просили автографы, а он никак не мог справиться с ощущением глубокой ненужности.
Вечером он пришёл в бухту, где нырял ещё ребёнком, вошёл в воду и решил идти далеко-далеко, до самого горизонта. До тех пор, пока море не заберёт его. Он уже шёл к садящемуся солнцу, пока не пришла ему в голову мысль о жене и сыне.
Воспоминания о близких людях и тех страданиях, которые он может им причинить, заставили актёра остановиться, а затем вернуться на берег. После возвращения в Москву Владимир Яковлевич признался Надежде Фёдоровне и сыну Александру, что мог никогда больше к ним не вернуться».
От депрессии актера спас Сергей Яшин, пригласивший Самойлова в Московский драматический театр им. Гоголя. Его сразу ввели в репертуар, он выходил на сцену в нескольких постановках. Спектакли с участием Самойлова неизменно собирали аншлаги, зрители «шли на Самойлова».
Со спектаклем по пьесе О’Нила «Долгий день уходит в ночь» актер побывал в США, где после одного из спектаклей коллеги устроили Владимиру Самойлову праздник в честь его 75-летия. Актер выглядел радостным и довольным. Но потом позвонил сыну и сказал, что в роду Самойловых мужчины никогда не доживают до семидесяти пяти. И что ему первому удалось перешагнуть этот рубеж.
А Надежда Фёдоровна в конце девяностых годов была уже очень больна и жила в своём иллюзорном мире. Владимиру Яковлевичу приходилось ухаживать за супругой, как за ребёнком, но он никогда не жаловался. Надежда Федоровна кажется была рядом каждую секунду его жизни, она помогала, доверяла, верила и бодрила, а он отвечал ей преданной любовью.
Спустя несколько недель после возвращения из Америки прямо во время репетиции «Короля Лира» у Владимира Самойлова случился инсульт, который актёр не перенёс. На сцену он больше так и не выйдет. А 8 сентября 1999-го его сердце остановится навсегда.
Надежда Фёдоровна тогда так и не поняла, что мужа, с которым она прожила вместе более полувека, больше никогда не будет с ней рядом, а через два месяца она ушла вслед за ним. Они не могли существовать друг без друга. Владимир и Надежда Самойловы покоятся рядом на Ваганьковском кладбище.