Всего день не дожила Завьялова до своего восьмидесятилетия. Убил ее сын Петр.
Было бы интересно увидеть сериал-биографию, посвященный судьбе советской актрисы Александры Завьяловой. Это было бы действительно интересно: рожденная в бедной крестьянской семье девушка, взлет на вершину киноолимпа, проблемы с властями, прозябание в безвестности; обещания выпустить из больницы, а вместо этого пожизненная инвалидность.
И страшный, действительно жуткий, конец. В биографических фильмах такого рода всегда ловлю себя на мысли: а ведь это не выдумка сценаристов, это все происходило на самом деле, и режиссер лишь легкими штрихами облачил реальные события в художественную окантовку.
Завьялова появилась на свет в 1936 году в семье крестьян в Тамбовской области. Училась Саша средне, иногда пропускала самовольно уроки, могла не выполнить домашнее задание. Как вспоминали земляки артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».
Уже в детские годы она с удовольствием участвовала в школьных спектаклях. Рассказывая истории, показывала их в лицах так задорно, что хохотали даже учителя. Саша нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.
Писать о Завьяловой сложно, поскольку в различных интервью она давала противоречивые сведения. В итоге даже сейчас, в интернете, в различных источниках факты ее биографии могут разниться.
Ей многое пришлось объяснять в поздних интервью – и внезапный обрыв карьеры, и роман с американцем, и пребывание в психиатрической клинике. Видимо, она приукрашивала некоторые детали биографии. Она уже с детства была склонна к увиливанию ради собственной выгоды (вспомним хотя бы воспоминания однокашников Саши – верткая, хитрая, прогуливала уроки).
Как Завьялова «накидывала на роток платок», утаивая невыгодные для ее имиджа вещи, видно по следующей истории. В своих рассказах о том, как за ней следило репрессивное государство, Завьялова утаивала, что первые проблемы начались, едва она закончила театральный. И в этой истории именно сама Александра повела себя не ахти.
Выпускницу распределили в Барнаул. Понятное дело, что ехать к черту на кулички ей не хотелось. В результате Завьялова написала отчаянное письмо в Алтайский драмтеатр:
«Пишет вам выпускница Ленинградского театрального института Завьялова А., которая назначена в ваш театр. Я обращаюсь к вашей помощи. Помогите мне строить мою судьбу. Ваша помощь будет в том, что вы откажетесь от меня. Мне будет тяжело у вас, неужели вам будет приятно от этого?
Меня берут два ленинградских театра и Московская студия киноактера, и только из-за моей подписи при распределении ни один директор не берет на себя обязанности оформления. Мне не страшна периферия, т. к. я сама приехала из Тамбова. Но судьба мне диктует другое.
Здесь, в старинном Петербурге, где еще в маленьких дольках оставлены традиции Савиной, Федотовой и др., только здесь я смогу найти свое призвание и иметь творческие возможности в достойной степени как для молодой, начинающей актрисы.
Если есть у вас душа, поймите меня и будьте милосердны. Отпустите меня. Напишите мне, чтобы я могла осуществить свою мечту. Прошу вас. Очень. Я буду ждать вашего ответа.
Искренне с уважением, А. Завьялова»
2 августа 1958 года увидела свет статья «О милосердии, старинном Петербурге и актерской судьбе», где Завьялову высмеяли. Так началась долгая многолетняя историю прений Александры с аппарат-машиной Союза.
Упрямая Завьялова, однако, стояла на своем. Она нарочно прибыла в Барнаул с опозданием, в разгар сезона, когда штат театра был укомплектован, и ей дали справку об отсутствии места. Так она добилась своего и осталась в Ленинграде.
После кинодебюта в 1959 году предложения по съемкам посыпались на 23-летнюю Александру, как из рога изобилия. Это была победа. Слава, узнаваемость на улицах Москвы, лучшие портнихи столицы, общение с творческой молодежью столицы. Казалось, все было прекрасно. А в
В 1963 году от первого брака Завьяловой родилась дочь Таня. Александра была ответственной матерью и, хотя ей не терпелось продолжить сниматься, она взяла перерыв ради заботы о дочери.
В конце 60-х Завьялова в перелете «Москва-Одесса» знакомится с американцем Отелло Черезолли. Начался роман. Впоследствии Александра Семеновна рассказывала, что именно из-за романа с американцем ей перекрыли карьеру.
Карьерный провал привел к затяжной депрессии. Александра Семеновна стала выпивать, причем в одиночестве и слишком много. Этот образ жизни привел к тому, что в 1975 году ее госпитализировали в психиатрию. Когда спустя несколько месяцев Завьялова оказалась на свободе, она вернулась в пустую квартиру: дочь забрал к себе жить дедушка.
Через пару лет Александра Семеновна опять оказалась в больнице, вместе с ней госпитализировали и новорожденного Петю. По словам внучки артистки Дарины, сын был результатом короткого романа с «человеком с ее малой родины».
Петр рос нелюдимым и, возможно, у него были проблемы с психическим здоровьем. В школе Петя сталкивался с агрессией, а повзрослев, пристрастился к алкоголю.
Вот что говорила дочь Завьяловой в интервью:
«Карьера мамы была закончена, когда врачи уговорили ее написать заявление о выходе на инвалидность в связи с психическим заболеванием. Они говорили: «Это временная справка, ничего страшного, никак вашей работы не коснется».
Обещали тут же выпустить из больницы. Маму успокаивало слово «временная», она мечтала избавиться от этой справки, жила в надежде, что инвалидность вот-вот снимут. Но ее не сняли, мало того — на основании этой справки через год маму уволили из Студии киноактера».
Последние годы Завьялова жила затворницей, сторонясь людей, не доверяя миру. За ее убийство осудили сына. Говорят, что Петр сильно пил и все страшное содеял в порыве белой горячки.
Вечная память!