Предательство Боткина, ссылка и паралич. Тяжелая судьба Софьи Крамской с портрета «Неизвестная»

Из-за своей неоднозначной красоты, сочетающейся с ореолом таинственности, картину Ивана Крамского «Неизвестная» иногда называют русской Моной Лизой.

Ни дневников, ни писем художника, указывающих на личность этой дамы нет. Именно поэтому о картине ходят различные толкования и легенды.

В качестве прототипа указана Матрена Севвишна, красавица, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Крамской встретился с ней в Петербурге и остался под ее чарами.

По другой версии, чтобы разгадать эту даму, искусствоведы обращались к литературным образам Анны Каренины, героине романа Льва Толстого, и Настасье Филипповне Барашковой из романа Федора Достоевского «Идиот». Оба этих литературных персонажа отличались красотой, изяществом, склонностью к эмоциональному экстазу.

Чувственность изображенной дамы, граничащая с обольстительностью, а также ее склонность к дорогой одежде сподвигли некоторых критиков XIX века отождествлять «Неизвестную» с проституткой. Картина была воспринята как предупреждение против ее жизненной позиции.

Однако большинство искусствоведов все же склоняются к единственно верной версии — на полотне изображена дочь Ивана Крамского — Софья Ивановна.

Она дочь легендарного художника, который был вхож в императорский дворец. Но, несмотря на происхождение, на долю этой прекрасной, образованной, утонченной девушки выпали тяжелые земные испытания.

Софья Крамская родилась в огромной дружной семье — шестой ребенок среди пятерых братьев. Конечно, папа Иван Крамской души не чаял в своей единственной дочери. С раннего возраста он всячески развивал художественные способности малышки и стал ее первым учителем рисования.

Крамской вообще мечтал создать династию художников. Он считал, что это совершенно реально, ведь у него пятеро талантливых сыновей. Но продолжить отцовское дело смогла лишь дочь, хотя и не подавала сначала больших надежд…

Именно поэтому Софья пошла учиться не в художественную, а в самую обычную гимназию. Но благодаря тому, что вся домашняя атмосфера была буквально пропитана творчеством, Соня рано почувствовала интерес к живописи. С младенчества она наблюдала, как творит ее отец, и, конечно, это отразилось на дальнейших стремлениях девочки.

В детстве Соню почему-то считали некрасивой, хотя для отца она с малых лет была самой любимой моделью. На полотнах художника дочка-подросток выглядела настоящей красавицей с бездонными глазами.

Повзрослев, Софья из гадкого утенка превратилась в чудесного лебедя. Удивительно тонкий стан, горделивая осанка, мягкий взгляд — все это привлекало к девушке не мало парней. За Сонечкой ухаживали многие, но ее выбор пал на молодого доктора Сергея Сергеевича Боткина, сына знаменитого врача.

Первая любовь и первое предательство

Софья Ивановна была счастлива. Она ждала свадьбу и строила планы на будущую жизнь. Ей очень хотелось иметь много детей, такую семейную модель она видела с детства. Для Крамского молодой Боткин тоже стал близким человеком. Художник настолько проникся к будущему зятю, что написал его портрет.

На картине во взгляде Сергея Боткина можно найти упрямство, уверенность, а вместе с тем и образованность, интеллигентность.

Интересно, как бы изобразил Крамской Боткина, если бы тогда уже знал, как больно ранит Софью герой его картины, как тяжело на ее судьбе отразится предательство Сергея. Теперь уж не узнать.

Молодые были помолвлены и готовились к свадьбе, когда как гром среди ясного неба Сергей Боткин расторгает все договоренности и отменяет свадьбу.

Можно только догадываться какой стыд и ужас испытала Софья Ивановна. Ее бросили практически у алтаря. Но, что было еще страшнее, будущий муж влюбляется в близкую подругу Сони Сашу Третьякову. Александра была дочерью знаменитого коллекционера, того самого — основателя всемирно известной картинной галереи.

Удивительно, но Софья простила Александру. Девушки сумели сохранить дружеские отношения на всю жизнь.

Хотя какие страсти в тот момент бушевали в душе Сони, знает лишь она. Но факт остается фактом — подлое предательство жениха и подруги, заставили молодую девушку надолго уйти в себя и на многие годы поставить крест на личной жизни.

А вот брак Боткина и Третьяковой сложился удачно. У них родилось двое детей — обе девочки. Правда, Александра была весьма своеобразной матерью. Старшую дочь она обожала и готова была для нее звезду с неба достать. А вот младшую почему-то недолюбливала. Причем нисколько не скрывала этого от окружающих. В чем-то напоминает Марину Цветаеву.

Такое разделение любви и заботы отразилось на судьбах девочек. Старшенькая Боткина вырастет успешной женщиной, сделает карьеру актрисы и проживет долгую насыщенную жизнь. Участь младшей окажется тяжелой. Она будет одинокой и сведет счеты с жизнью в блокадном Ленинграде.

Новый брак и новая потеря

Софье было всего 16 лет, когда ей предпочли другую. Она замкнулась и годы сторонилась любых отношений с мужчинами. Зато творчески девушка расцветала. После смерти отца, с которым у нее была необычно тесная духовная и эмоциональная связь, Софья начала писать много и увлеченно.

Она с усердием занимается у известных живописцев. Пробует писать в разных жанрах. Экспериментирует с сюжетами. Словно хочет исполнить мечту своего отца — стать хорошей художницей и продолжить династию Крамских.

И, надо сказать, у Софьи все получается. Ее признают в художественных кругах, а имя воспринимают отдельно от безупречной репутации отца, считают мастером. У нее заказывают портреты представители знати и царской семьи.

Софье 35 лет. И она, наконец, решается на брак. Ее избранник — Герман Федорович Юнкер, скромный юрист.

Их свадьба состоялась в 1901 году, а в 1916 Германа не стало. Говорят, все пятнадцать лет Софья была очень счастлива в браке и тяжело переживала смерть супруга.

А дальше Софья Ивановна, как и вся Россия, столкнется с последствиями революции и гражданской войны.

Крамская уже не молода, но она изо всех сил пытается найти себя в новой жизни. И часто ей приходится идти против собственных убеждений. Например, чтобы не умереть с голоду, ей глубоко религиозному человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Безбожник».

Репрессии и паралич

Софье Крамской было уже за 50, когда советская власть все же направила свой репрессивный каток в сторону дочери великого художника. Немолодую женщину обвинили в «контрпропаганде и создание контрреволюционной группировки из числа бывшей знати»… По этой статье ей грозила высшая мера.

Обвинения были основаны на том, что Юнкер-Крамская помогала друзьям из «прошлой» жизни: дворянам, офицерам, бывшим гимназисткам. Ее помощь сводилась к элементарному человеческому состраданию — помощь с работой, получении заказа на выполнение услуг и не более.

Но судьба Юнкер-Крамской уже была решена в кабинетах за тяжелыми дверями. Ее приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. Нервное потрясение было настолько сильным, что у Софьи Ивановны случился инсульт. С тяжелым параличом ее отправили в тюремную больницу. Кое-как подлечив, художницу этапировали в Иркутск.

Затем полупарализованную женщину, которая с трудом себя обслуживает, перевозят в Канск, а еще через месяц в ухудшенном состоянии — в Красноярск, где она, несмотря ни на что, пишет картины. Творчество — единственная мотивация, которая не дает Крамской умереть.

Понимая, что долго она здесь не выдержит, Софья Ивановна пишет большое письмо супруге Горького Екатерине Павловне Пешковой. И та ходатайствует о помиловании Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльный «не представляет… общественной опасности». 25 марта 1932 года Софья Ивановна вернулась в Ленинград с огромными планами на жизнь и творчество.

Но в 1933 году художница скончалась при странных обстоятельствах. По словам брата Софья уколола палец, чистя селедку, и умерла от общего заражения. Все, больше ничего, никаких подробностей и результатов вскрытий.

Софью Ивановну Крамскую реабилитировали за отсутствием состава преступления только спустя полвека — в 1989 году.

К сожалению, Софья Юнкер-Крамская не оставила наследников. Многие ее работы были утрачены. Но те, что сохранились, полны особого женственного очарования.

Оцените статью
Предательство Боткина, ссылка и паралич. Тяжелая судьба Софьи Крамской с портрета «Неизвестная»
Татьяна Доронина: вечный партнер Ефремов, главные роли и уход из кино