Гипноз и прелюбодеяние: как в старые времена дамы благородных кровей объясняли свою супружескую неверность

Супружеские измены в монарших семействах не редкость во все времена. И если увлечения мужчин-правителей особо не скрывались, а иногда и выставлялись напоказ, то вот их женам связи на стороне были категорически запрещены.

И дело не столько в морали. Главная задача жены монарха – родить наследника и продолжить династию.

А супружеская измена во времена, когда о контрацепции почти ничего не знали, чревата тем, что престол может наследовать не сын правителя, а бастард, рожденный непонятно от кого.

А потому измена жены в монарших семействах Европы на протяжении столетий приравнивалась к измене государственной. Со всеми вытекающими…

16 января 1586 года в немецком городе Дрезден прошла церемония бракосочетания, вполне обычная для того времени. Породнились правители двух соседних государств. 22-летний герцог Саксен-Кобурга Иоганн Казимир взял в жены взял в жены дочь курфюрста Саксонии 19-летнюю принцессу Анну.

Жених особо счастливым не выглядел. Венчался потому, что надо. К тому же щедрое приданое за принцессу могло спасти опустевшую казну герцогства Саксен-Кобург.

Саксонскому курфюрсту пришлось раскошелиться на 30 тысяч талеров (а это почти 880 кг чистого серебра) и отдать в придачу несколько небольших поселений, чтобы хоть кто-то взял в жены его некрасивую дочку.

Как покажет время, герцога Иоганна Казимира женщины особо не волновали. Мужчины, впрочем, тоже. Судя по дневникам супруги, если первое время он еще кое-как и пытался исполнять свои супружеские обязанности, то вскоре благополучно забросил это бесполезное дело.

Ничего не известно о любовных похождениях герцога, не оставил он законных или внебрачных детей, хотя потом женится во второй раз.

Единственной страстью Иоганна Казимира была охота и застолья. Всю свою жизнь он провел в бесконечных скитаниях по лесам и в пирушках с друзьями. Со своей супругой он виделся лишь на редких официальных мероприятиях.

Герцогиня Анна очень надеялась, что рождение ребенка поможет ей сблизиться с мужем.

На седьмой год «совместной» жизни в Кобург прибыл известный европейский маг и алхимик Иеронимус Скоттус. Уроженец Шотландии был предшественником знаменитых авантюристов XVIII века Джакомо Казановы и графа Калиостро.

Катаясь по городам и государствам, Скоттус развлекали благородных господ и дам чтением мыслей, превращениями хлеба в золото и «сеансами подчинения воли». Он был одним из первых легальных гипнотизеров, кого не отправили на костер, как колдуна. А наоборот, еще за это платили.

В 1593 году одинокая герцогиня сблизилась с шотландским магом. Как потом российская императрица Александра Федоровна приведет ко двору Распутина для спасения цесаревича Алексея, так и Анна Саксонская обратится за помощью к Иеронимусу Скоттусу.

Немолодая (26 лет) по меркам того времени женщина просила помочь ей родить наследника. Авантюрист гарантировал результат. Правда, особых магических способностей он не использовал. Анна и Иеронимус просто стали любовниками.

Однако беременность не наступала. И тогда шотландец придумал свою «формулу любви». Он привел в спальню герцогини ее ровесника, обедневшего выходца из знатной фамилии Ульриха фон Лихтенштейна.

Скорее всего, авантюрист надеялся, что если не от него, так от другого, но наследник у герцога Иоганна Казаимира появится. А за такую «услугу» счастливая мать отблагодарит его соответственно.

Неожиданно между Анной и Ульрихом вспыхнул бурный роман. Жена герцога впервые за долгие годы почувствовал себя по-настоящему счастливой. А вот насколько был искренним фон Лихтенштейн, тот еще вопрос.

Как-то Иоганну Казимиру донесли, что его дворянин сожительствует с простой кухаркой. Дело вообще-то обычное для того времени, но для представителя благородного семейства весьма постыдное.

Как водится, «развратную» простолюдинку арестовали, дабы отправить навечно в ссылку в глухомань. А та, не желая подобной участи, быстро созналась, что ее благодетель, одновременно сожительствует с супругой герцога.

Как вы поняли, речь шла об Ульрихе фон Лихтенштейне.

Герцог, которому до сего момента было глубоко плевать на супругу, от измены, ставшей достоянием общественности, отмахнуться не мог. Ульриха арестовали. Под пытками он сознался в любовной связи, но заявил, что «сам не ведал, что творил». Якобы его «околдовал» Иеронимус Скоттус.

Анну Саксонскую, конечно же, никто не пытал, но под давлением доказательств, она во всем призналась супругу. И также заявила, что шотландский колдун овладел ее разумом и заставил лечь в постель с ним и с Ульрихом.

А заодно еще и украл у нее фамильные драгоценности, на целых 10 тысяч гульденов, что эквивалентно 200 кг чистого серебра.

Дело в том, что когда запахло жареным, маг и «целитель душ» благополучно сбежал из Кобурга, подчистив шкатулки своей благодетельницы. Несмотря на то, что Иоганн Казимир выпишет ордер на арест авантюриста, тот продолжит свои скитания по Европе и спокойно доживет до старости.

Действительно ли он загипнотизировал Анну Саксонскую, а потом и Ульриха, либо изменники пытались оправдать колдовством собственную страсть неизвестно. Но вот, то, что Иеронимус Скоттус был сильнейшим гипнотизером, факт известный историкам.

А перед герцогом стала дилемма, что делать с супругой? Существовали два варианта.

Можно было все сделать по-тихому – развестись и отправить Анну домой в Саксонию. Никто бы не узнал о скандале. Но тогда пришлось бы возвращать приданое бывшей супруги, которое Иоганн Казимир к тому времени успел промотать.

Герцогу пришлось выбрать второй вариант. Над Анной Саксонской устроили настоящий суд, который вынес единственное возможное решение – казнь. Та же участь ждала и Ульриха фон Лихтенштейна.

Времена, правда, были уже не те. Рубить головы изменникам не стали. Да и супруга была не абы кем, а представительницей известной династии. Пусть даже никто из родственников Анны и не заступился за нее.

Ульриха заковали в кандалы и посадили в крепостную тюрьму. В заключении он проведет 40 лет. Выпущенный на свободу в глубокой старости, после смерти Иоганна Казимира, скончается через три дня.

Анна Саксонская избежала сырых казематов. Ее заточили в большом доме, где у нее были горничные, приличная еда и отдельная спальня, но покидать его она не могла ни при каких условиях.

Ей запретили переписку и любое общение с кем-либо, кроме горничных. Без солнечного света и собеседников, когда-то веселая и жизнерадостная герцогиня превратилась в обрюзгшую и безмолвную старуху.

Она умрет в заточении через 20 лет. На ее беду бывший муж оказался долгожителем.

Оцените статью
Гипноз и прелюбодеяние: как в старые времена дамы благородных кровей объясняли свою супружескую неверность
Оплошность Марии Лещинской стоила ей любви короля