Девица у позорного столба

Анне было шестнадцать, но юная красавица уже успела нагрешить на позорный столб. Теперь ей предстояло стоять на площади с головой и руками в деревянной колодке, и лишь надеяться, что у добрых горожан не окажется гнилых яблок…

Очередному нахлебнику, а вернее, нахлебнице, в семействе ремесленника Ламинита из баварского города Аугсбурга были совсем не рады. На дворе стоял 1480-й год, многие горожане голодали, поэтому устраивать празднество из-за рождения лишнего рта родители не собирались.

Девочка, которую нарекли Анной, с раннего детства просила подаяние. Изредка, но находился добрый бюргер, дававший чумазому ребенку монетку или кусок хлеба.

Точно неизвестно, сколько лет было Анне, когда некий господин дал ей деньги, но взамен попросил прогуляться с ним до ближайшего безлюдного закоулка. Анна прогулялась, и затем, открыв для себя новый способ заработка, стала промышлять на улицах Аугсбурга чуть ли не каждый день.

В возрасте 16 лет Анна начала привлекать к своему занятию и других девушек и даже взрослых женщин. Вскоре на Ламинит обратили внимание городские власти.

Арест Анны произошел прямо на улице, когда она беседовала с каким-то хлыщом. Девице предъявили обвинение в недостойном поведении и сводничестве. Приговор был суров — выставление у позорного столба на торговой площади на три часа, а затем — изгнание из Аугсбурга розгами.

Для наказания Анны был выбран столб с колодкой — деревянным устройством для зажимания головы и рук.

В самый разгар дня, когда на площади было больше всего народа, палач приковал Анну к столбу. Проходящие по своим делам бюргеры обзывали девицу последними словами, некоторые плевали в нее.

Анна плакала, но понимала, что ей крупно повезло. Три часа у позорного столба — это не так страшно. Юная Ламинит знала случаи, когда преступниц оставляли на площади на всю ночь, и немало находилось охотников воспользоваться беспомощным положением бедняжки.

По истечении трех часов палач освободил девицу, вытащил из ведра свежие розги и погнал Анну к городским воротам как козу или корову. За экзекутором и наказываемой им преступницей следовала целая толпа зевак, привлеченных столь заманчивым зрелищем.

Так Анна оказалась изгнана из родного города. Около года она жила в селении поблизости, добывая деньги на пропитание попрошайничеством. В 1497 году 17-летней Анне надоело скрываться, и она решила вернуться в Аугсбург.

Но как это сделать, если стоявшую у позорного столба Ламинит знала каждая городская кошка? Анна нашла способ.

В те годы во всей средневековой Европе необычайно популярным стало религиозное движение бегинок. Бегинка — это женщина, ведущий образ жизни, близкий к монашескому, но монахиней официально не являющаяся. В отличие от монахинь, бегинки не давали строгих обетов, не постились, могли вступать в брак, могли жить не только в бегинажах (аналог современного общежития), но и в обычных домах.

И вот такой бегинкой и решила стать Анна. Добыв каким-то образом одеяние монахини, Ламинит отправилась в Аугсбург под видом молодой богомолицы-проповедницы.

Девице, обладавшей отменным актерским талантом, не составило труда обмануть городскую стражу — и вот она уже на улицах родного города, как свободная, уважаемая женщина-бегинка.

Анна поселилась в общине святой Анны для странствующих монахинь, где получила крышу над головой, еду и даже одежду. Взамен Ламинит необходимо было регулярно бывать на церковных службах, молиться за спасение душ покровителей общины. Также в ее обязанности входили уход за могилами и сбор милостыни на торговой площади Аугсбурга.

Поначалу Анне было страшно находиться в том месте, где еще недавно она стояла у позорного столба: женщина боялась, что ее могут опознать. Лишь после того, как Ламинит лицом к лицу столкнулась со знакомым ей человеком и тот как ни в чем ни бывало прошел мимо, юная бегинка успокоилась.

Вскоре Анне открылась новая истина: оказалось, что благочестие можно продать значительно выгоднее, чем все иные достоинства женщины. Ламинит надела самое черное одеяние, приняла не себя вид особой скорби и всячески старалась убедить сестер в своем «святом поведении».

Через некоторое время Анна начала говорить о том, что ей в минуту особо горячих молитв являются видения — ангелы и сама святая Анна, небесная покровительница общины.

Дальше — больше. Ламинит узнала о подвиге швейцарского крестьянина Николая из Флюэ, который якобы 19 лет ничего не ел и лишь утолял жажду родниковой водой. Анна тут же заявила, что она уже 14 лет не принимает пищи, благодаря чему ей совершенно не приходится посещать отхожее место.

В 1498 году слух о живущей в Аугсбурге 18-летней «святой» распространился сначала по Германии, затем по Австрии и Швейцарии. В обитель, где проживала Анна, потянулись многочисленные паломники, желающие получить у «святой» благословение.

Сначала это были обычные крестьяне и горожане, но затем к Ламинит стали приходить и аристократы. В конце концов, на аудиенцию к «святой Анне» прибыл сам император Священной Римской империи Максимилиан I и его супруга императрица Бьянка Мария Сфорца.

Девица, которая совсем еще недавно стояла у позорного столба, оплевываемая и высмеиваемая, принимала владыку полмира! Воистину, неисповедимы пути Господни!

С каждым годом влияние Анны из Аугсбурга усиливалось. В 1503 году императрица Бьянка изъявила желание провести в Аугсбурге церковное шествие.

7 июня в Аугсбург прибыли виднейшие иерархи Католической Церкви, аристократы, богачи и фрейлины со всей Европы. Во главе процессии гордо шла Анна, рядом с ней — босая императрица Бьянка, облачившаяся в черное одеяние кающейся грешницы.

Простые жители Аугсбурга, когда-то нанесшие девице Ламинит жестокую обиду, тянулись в самом хвосте процессии, даже не мечтая прикоснуться к краю рясы «святой Анны».

В 1511 году в келью Анны заглянул ученый богослов Мартин Лютер, но даже он не смог распознать мошенницу. При этом, бегинка Ламинит мало походила на монахиню — это была крепкая, довольно полная молодая женщина с замашками аристократки.

Анна вполне могла себе позволить так себя вести, ведь к тому времени она сколотила солидный капитал, получая от просителей деньги за молитвы и присваивая средства, которые богачи жертвовали через «святую Анну» в пользу бедных.

Не отказывала себе Анна и в общении с противоположным полом. Так, она родила сына от богатого аугсбургского купца Антона Вельзера. Вельзер на протяжении нескольких лет платил Ламинит по 30 гульденов в год, думая, что деньги идут на содержание ребенка.

Купец не знал, что мальчик скончался через год после рождения. Много позднее Вельзер потребовал от Анны отправить к нему сына — тому пора было идти в школу. Ламинит вышла из ситуации, отправив Антону другого ребенка, сына некоего Ганса Бахмана, с которым она также состояла в отношениях.

Мало-помалу слухи об отнюдь не святой жизни «святой Анны» начали распространяться по Аугсбургу. Говорили, что бегинка осенила своей особой милостью нескольких священников, в том числе, своего исповедника.

В 1512 году аугсбургской святой заинтересовалась сестра императора Максимилиана I, герцогиня Баварии Кунигунда Австрийская.

Кунигунда решила проверить святость Анны и пригласила бегинку в Пюттрихский монастырь в Мюнхене: именно здесь герцогиня жила после смерти своего супруга Альбрехта IV, герцога Баварии.

Ламинит, не чувствуя подвоха, прибыла в Мюнхен и заселилась в предоставленную ей келью. Анна не знала, что в стенах кельи были проделаны отверстия. Вскоре Кунигунду и ее сестер ждало удивительное зрелище: не принимавшая пищу почти 30 лет «святая» тихонько покушала, а затем стала делать присущие людям естественные дела. Результат своих усилий Анна выбросила в окно.

Кунигунда в сопровождении свидетелей вошла в келью Ламинит и разоблачила ее. От женщины потребовали дать обет покаяться в обмане, после чего Анну отпустили в Аугсбург.

Прибыв в родные пенаты мошенница не покаялась и снова продолжила играть роль не знающей пищи «святой». Кунигунда, узнав об этом, приказала выслать Анну из Аугсбурга.

Так, во второй раз в жизни Анне пришлось покинуть родной город. На этот раз она ехала в экипаже, предоставленном Антоном Вельзером, и везла целую груду денег, украшений и других богатств.

Анну приютила обитель серых сестер в городе Кемптене. Здесь Ламинит снова предстала в образе «святой», но прибывшая в обитель представительница Кунигунды разоблачила ее.

Бегинка была вынуждена уехать. Так она оказалась в городке Кауфбойрен, где познакомилась с недавно овдовевшим арбалетным мастером Гансом Бахманом. Анна влюбилась в Бахмана, и 24 ноября 1514 года вышла за него замуж. Жить молодожены решили во Фрибуре, в Швейцарии.

Наверное, Анна была уже не против прекратить мошенническую жизнь, но старые грехи не давали покоя. Вскоре ее вызвали в суд Фрибура. Оказалось, это Антон Вельзер выдвинул против нее обвинение в похищении ребенка и краже денег, которые выделялись мальчику.

В ходе расследования выяснилось, что ребенок скончался, а не был похищен. Анна же вступила в сговор со своим мужем Гансом Бахманом, и отправила Вельзеру ребенка Ганса взамен совместного с Антоном дитя. Открылись следствию и другие преступления «лжесвятой».

Приговор суда суда был суров: Анну приговорили к сожжению на костре, Ганса — к повешению. Приговор в отношении Бахмана был быстро приведен в исполнение, а Ламинит тем временем находилась в тюрьме Фрибура. Вскоре ей сообщили, что судья «по гуманным соображениям» заменил казнь на более легкую.

4 мая 1518 года 38-летнюю Анну Ламинит зашили в большой мешок и на специальном приспособлении опустили в воду. Держали до тех пор «пока душа не покинула тела».

Анну казнили, но память о ней в народе убить так и не смогли. На протяжении многих столетий многие жители Европы были уверены, что в Фрибуре утопили «чудо Господне», подлинную святую, которая 30 лет ничего не ела, не пила и не посещала отхожее место.

Городской хронист Аугсбурга Иоганн Авентин с грустью написал по этому поводу, намекая, в том числе, на ученого богослова Мартина Лютера:

«Не только дурной народ, необразованный сброд верил ей, но и наши почитаемые учёные, новые профессора теологии».

Так сложилась судьба женщины, которая, вступив в юности на дурную дорожку, так и не смогла с нее сойти.

Оцените статью