«Она – самая красивая женщина в мире», — говорили про Джину Лоллобриджиду в 1950-е. И никто не оспаривал этого факта. Звезда столь яркая, столь эффектная, появилась на кинематографическом небосклоне совершенно случайно.
Трудно поверить, но Джину буквально уговаривали стать актрисой. 16 января 2023 года её не стало. «Прощай, Эсмеральда!» — говорим мы ей теперь. Ведь роль цыганки в «Соборе Парижской Богоматери» является одной из самых важных в её биографии.
Девушка на складном стульчике старательно завершала портрет. Синьора захотела шарж – ей очень понравились работы, выставленные прямо тут, на улице. Римская жара начинала спадать, и по вечерам на тротуарах становилось шумно и многолюдно. Одни спешили в гости, другие в кафе, третьи просто прогуливались маленькими компаниями.
Луиджия в её широкой цветастой юбке и ярком платке всегда приковывала взгляды. Она сидела на складном стульчике и с улыбкой ждала новых заказчиков. Летом 1946 года она вносила свой вклад в бюджет семьи тем, что рисовала портреты.
Она родилась в 1927-м, и провела своё детство в небольшом городке в итальянских горах. Отец – обычный мебельный мастер – всегда говорил своим четырём дочкам, что они должны уметь позаботиться о себе. Да, девочки росли на диво хорошенькими, но ведь кто знает, как сложится судьба? Серьезная Луиджия разделяла его взгляды.
Она знала, что умеет лучше всего – рисовать. Поэтому, когда в 1945-м семья перебралась в Рим, девушка начала зарабатывать написанием портретов. Сначала она работала в классической манере, а потом увидела, что публика с удовольствием раскупает шаржи.
Была у неё и «запасная идея» — вокал. Луиджия брала уроки у оперной певицы, и та считала девушку талантливой. Вот если бы попасть на настоящую оперную сцену…
«Синьорина, вы так прекрасны, что вам нужно сниматься в кино», — сказал ей однажды человек в длинном плаще. Он оставил визитку. Луиджия небрежно бросила её на дно сумочки. Какое кино? Да он, наверное, шутит. Но вечером рассказала матери обо всём.
— Надо попробовать, Луиджия, — покачала головой мать. – Говорят, в кино платят хорошие деньги. А аренда дома стоит дорого.
Этот аргумент убедил девушку, и она отправилась на съёмочную площадку. Она ничего не знала об этом мире. Она жмурилась от софитов и хохотала, когда ей наносили грим – кисточка слишком щекотала лоб и щёки. А режиссёр зачарованно смотрел на неё. «Она красавица», — только и смог выдавить он.
Первые роли были крошечными: в «Молодом Карузо» и «Чёрном орле» имя Луиджии (она вскоре сократила его до Джины) было написано мелким шрифтом среди прочих. Но мать была права: платили неплохо. А потом её стали узнавать.
Складной стульчик и мольберт пришлось оставить на чердаке дома. Появились рекламные контракты, и Джина начала осваиваться в мире кино. В 1947-м мать подтолкнула её попробовать взять штурмом новую вершину: принять участие в конкурсе «Мисс Италия».
Это кажется невероятным, но Джина заняла только третье место. Лючия Бозе обошла красавицу и стала первой. Правда, Лоллобриджида обогнала её в карьере: Лючия тоже снималась в кино, но её успех даже близко нельзя было сравнить с успехом Джины.
Италия искала новую звезду. Требовались актрисы с изюминкой, и предложений для Джины стало так много, что она работала, не переставая. Между съемками она познакомилась с югославским врачом Милко и вышла за него замуж. А тремя годами позже приобрела бешеную славу после успеха «Фанфана-тюльпана».
Жерара Филиппа и Джину – исполнителей главных ролей – встречали аплодисментами везде, где они появлялись. Вся Европа 1953 года только и говорила, что о них. И голливудские агенты не пропустили этого события. «Синьора должна попробовать себя в новом качестве». – уговаривали они. Америка приготовила для неё выгодный контракт.
«Синьора не против», — со смехом отвечала Джина. Эта привычка говорить о себе в третьем лице была у неё с самого детства. Это казалось ей забавным, но некоторых новых знакомых приводила в недоумение.
Но куда большее изумление вызывала её невероятная красота – Хамфри Боггарт, с которым она сыграла в первом американском фильме «Обмани дьявола» — признавался позже, что «эта итальянская девушка умеет гипнотизировать одним взглядом».
Тони Кёртис, Юл Бриннер, Рок Хадсон – продолжать можно бесконечно. Она играла с лучшими актерами того времени. «Самая красивая женщина мира», — таким титулом Джину удостоила пресса. А она сама начала беспокоиться, ведь ей всегда предлагали играть одно и то же: красавиц.
А она хотела драму. Роль, способную заставить людей остановиться и задуматься. «Каждая новая роль должна быть лучше предыдущей». – Говорила Джина.
Поэтому в 1956 году она легко согласилась сыграть Эсмеральду. В этой девушке было всё: надлом и сила, красота и трагедия. До сих пор считается, что лучше Джины никто не справился с этой ролью. Да и фильм максимально приближен к книге Виктора Гюго. Едва завершились съемки, как Джина поняла, что беременна. В 1957-м на свет появился её единственный сын, Милко.
Она коллекционировала награды, она была успешна и любима публикой, но категорически не хотела повторяться. Потому уже в начале 1960-х Джина Лоллобриджида стала резко сокращать своё присутствие на экране. «Имперская Венера» 1963 года, где она сыграла сестру Наполеона Бонапарта, была ещё одной попыткой передать сложный противоречивый характер.
В роли Полины Бонапарт она была настолько бесподобна, что критика в один голос заявила: это лучшее историческое полотно последнего времени. В копилку Джины добавилась еще одна награда – «Серебряная лента».
Она неохотно рассказывала о своей жизни журналистам, и те пытались выудить подноготную отовсюду, где только можно. Появилась информация, что актриса не очень ладит с мужем. Что у неё немало претензий к коллегам по цеху. Но Джина не спешила делиться своими мыслями с посторонними.
Даже после конфуза на Московском кинофестивале, где она и Элизабет Тейлор появились в одинаковых платьях, прессе пришлось строить предположения: как поступила звезда? Подала иск против Сен-Лорана, который сшил 2 платья для знаменитостей? Или же она специально, сама раздобыла такой же фасон, как у Тейлор?
По поводу брака журналисты не ошибались. В конце концов, он распался. После этого Джина ещё реже стала сниматься в кино, предпочитая осваивать скульптуру и фотожурналистику. Она попробовала себя и в режиссерской роли, но быстро осознала, что это не для нее.
А вот в скульптуре и фотографии Джина преуспела — её работы выставлялись во многих странах мира. Складной стульчик снова пригодился, ведь он занял место в мастерской актрисы.
На склоне лет, почти в восемьдесят, Джина снова заставила прессу говорить о себе – появились сведения о том, что пожилая актриса собирается замуж за человека много младше ее самой. Свадьба расстроилась, последовали взаимные претензии и даже иски. Других попыток выйти замуж Лоллобриджида больше не предпринимала.
В конце концов, она и без того чувствовала себя совершенно счастливой — у неё был сын, появился внук, она создала для себя роскошное гнёздышко.
В саду, окружающем виллу Джины, она сама много трудилась. Уверяли, что у неё есть целая комната, где собраны награды — от «Золотого глобуса» и премии Берлинского кинофестиваля до Ордена Почётного легиона и приза Московского кинофестиваля за вклад в искусство. А сколько вырезок из газет! Журнальных обложек!
16 января 2023 года Джины не стало. Одна из легенд итальянского кино, одна из самых красивых женщин мира, умерла в Риме. И мы говорим ей: прощай, Эсмеральда!