Не только окружающие звали Олега Янковского баловнем судьбы — он и сам себя таковым считал. Лишь однажды удача отвернулась от него — когда врачи огласили смертельный диагноз.
Он родился в семье, словно отмеченной злым роком. Его отец, царский офицер, был репрессирован. Юный Олег рано узнал, что такое нищета. Свою карьеру он начинал в далеком Саратове. Одним словом, все вокруг будто было против того, чтобы тот стал артистом. Но кто-то наверху дал Олегу шанс.
Один за всех!
Братьев Янковских было трое — Николай, Ростислав и Олег. И все трое, по иронии судьбы, увлекались театром. Тем удивительнее, что по-настоящему «выстрелил» из них только последний, который и на сцену-то поначалу не смотрел.
Олег собирался стать врачом-дантистом. Казалось, эта профессия — прибыльная, и поможет обеспечивать семью. Но незадолго до поступления будущий артист увидел объявление о приеме в Саратовское театральное училище. Янковский решил попробовать свои силы, но выяснил, что экзамены уже закончились.
Молодой человек отправился прямиком в кабинет директора, чтобы узнать, как насчет следующего года.
«Фамилия?» — при входе спросил его мужчина. «Янковский», — растеряно ответил Олег. И услышал: «Какой вам следующий год? Вы и так зачислены». Он ничего не мог понять. Как такое возможно?
Позже оказалось: уже другой брат, Николай, втайне от родных, прошел вступительные испытания на отлично. Это его, Янковского взяли учиться. Однако, увидев, как горят глаза у брата, он уступил. Студентом стал Олег.
Счастливая случайность
Далеко не все выпускники театральных вузов легко находят себе работу, но Янковскому и тут повезло. В 1968 году Саратовский театр драмы, куда начинающего актера взяли сразу после учебы отправился на гастроли во Львов.
В перерывах между спектаклями Янковский зашел перекусить в один из ресторанчиков. Недалеко от его столика расположилась компания, на которую Олег тогда не обратил внимания. Здесь сидели режиссер Владимир Басов с супругой, а также несколько его коллег.
Басов собирался снимать картину «Щит и меч» и, несмотря на то что съемки вот-вот уже должны начаться, все еще находился в поисках одного из героев — немца Генриха Шварцкопфа. Валентина Титова, жена мэтра, вдруг шепнула ему на ухо, указав на столик Янковского: «Смотри, вот сидит юноша с типично арийской внешностью».
Режиссера Олег тоже заинтересовал, но он был уверен: молодой человек наверняка ученый или филолог, но уж точно не актер! Тогда Басов не проверил свои догадки, но позже столкнулся с тем самым «арийцем» в коридоре «Мосфильма». Оказалось, он актер, и еще какой актер!
На пробах Янковскому даже не пришлось демонстрировать свой талант. Актер так волновался, что стоял, вцепившись в колонну, белый как мел. «Посмотрите, как он страдает!» — обратил кто-то внимание Басова на новичка. Тот согласился: «Да, гениально! Берем!»
От роли Воланда отказался
У актера Янковского, на удивление, никогда не было проходных ролей. Каждая — на вес золота. Причем эти герои будто ждали именно его и приходили к Олегу порой самым удивительным образом.
Так, в «Обыкновенном чуде» артист мог и не сыграть. Незадолго до начала съемок, в 1976 году, у него случился сердечный приступ, и Янковский загремел в больницу. Когда режиссер Марк Захаров прибыл навестить его, Олег начал убеждать: не стоит его дожидаться, значит, не суждено ему стать Волшебником.
Но Захаров, обладавший уникальным чутьем, возразил. Режиссер перенес дату начала съемок и дождался свою главную звезду.
Позже Марк Анатольевич настоял на кандидатуре Янковского и в другом своем проекте. Роль вновь была сказочной — актер должен был сыграть Барона в картине «Тот самый Мюнхгаузен».
Но вот незадача: худсовет был против, и неспроста. Герою по сюжету было чуть за двадцать, тогда как актеру уже исполнилось 38. Как Захарову удалось уговорить коллег — загадка, но Янковский в фильме сыграл.
Чтобы Олегу позволили исполнить роль в картине «Влюблен по собственному желанию», уговаривать режиссеров пришлось уже его коллеге, актрисе Евгении Глушенко.
«Да поймите же вы, только он сможет сыграть джентльмена, пускай и опустившегося!» И вновь отчего-то к мнению со стороны прислушались.
После громких ролей не осталось режиссера, который бы не предлагал Олегу Янковскому сняться в его фильмах. Актер, без преувеличения, получал сотни предложений, но в своем выборе был избирателен. Например, наотрез отказался играть Сталина и Воланда. Насчет последнего заметил: не стоит изображать Бога и дьявола — чревато.
Играя у режиссера-мистика
Актера Янковского не было бы, не встреть он на своем пути ту, которая позволила его звезде зажечься. Речь, конечно же, о супруге артиста, актрисе Людмиле Зориной. Сама их встреча указывала на то, что эти двое должны быть вместе. На одном из выступлений Людмиле и Олегу дали одну гримерку на двоих. Но зачем? «Мы думали, что вы пара!» А они тогда и знакомы-то были лишь шапочно.
Поначалу звездой в семье была Зорина — это она подавала надежды. Янковский нервничал: его дела обстояли куда хуже. И только после того, как Людмила приняла мудрое решение отойти на второй план и заняться семьей, карьера супруга пошла в гору.
Роли стали буквально сами идти в руки к Янковскому. Ему удалось поработать с удивительными режиссерами. Так, многие отмечают их союз с режиссером-мистиком Андреем Тарковским. Они столкнулись в кулуарах киностудии. Тарковский шел Янковскому навстречу и вдруг воскликнул: «Ну, это же копия!».
Олег не понял, но ему тут же вручили сценарий фильма «Зеркало». Отказ режиссер даже не рассматривал — актер оказалось удивительно похож на его отца Арсения, о котором шла речь в фильме.
Спустя почти десять лет, когда Тарковский решил снять Олега в свое «Ностальгии», он и вовсе отправил Янковского на месяц в Рим, оставив одного. Поначалу актер радовался обилию красоты вокруг, изучил все достопримечательности, но вскоре потух, заскучал. Закрылся в своем гостиничном номере и впал в депрессию. Тогда режиссер вновь появился на горизонте: «Вот теперь ты готов сниматься!».
Проклятие «Ленкома»
Когда Олег Иванович приступал к съемкам фильма Павла Лунгина «Царь», он был еще здоров. Но роль митрополита Филиппа высосала из него последние силы — вскоре Янковский узнад о раке поджелудочной железы. Он понимал, что умирает, когда согласился продолжать играть в спектакле «Женитьба» в родном «Ленкоме».
Только вот костюм похудевшему актеру был на несколько размеров велик. Коллеги и зрители плакали, видя его на сцене.
Когда Олега Янковского не стало, в кулуарах начали шептаться о проклятии «Ленкома». В театре повально стали умирать актеры: сначала Абдулов, через год после него Янковский, а еще два месяца спустя — композитор Павел Несмеян.
Николай Караченцов, попав в 2005 году в ДТП, тоже получил страшные травмы. По легенде, один из статистов, чей талант Марк Захаров не разглядел, решил отомстить. Его видели за кулисами, заглядывавшего в каждую гримерную и бормотавшего: «Смерти будут следовать одна за другой…»
Но на прощании с Янковским в мае 2009 года судьба вновь подала знак. Дождь, который шел с самого утра, вдруг прекратился, когда гроб с телом артиста стали опускать в землю. А потом засияла радуга.