В ночной прохладе он еще сильнее чувствовал, как горят от смущения щеки, но не мог оторвать взгляда от ее губ, глаз, от легкого шевеления белой ночной сорочки. Один раз и навсегда, ни одна другая девушка не заставит его почувствовать ничего подобного. Рональд ни секунды не сомневался, что именно эта девушка его судьба.
Когда он все же решился и потянулся к ней, три первых поцелуя, самый счастливый миг в его жизни.
Эдит было девятнадцать лет, а ему шестнадцать. В таком юном возрасте три года могли бы стать пропастью, но эти двое сразу почувствовали, что между ними особая связь. Они оба были одинокими, ищущими, и друг в друге нашли то единственное успокоение, тот свет, что светил лишь им.
Джон Рональд Руэл Толкин рано потерял отца, он скончался от малярии в Южной Африке. Мать осталась бедной вдовой с двумя детьми и нашла защиту в католической общине. Она и детей воспитывала в уважении и любви в религии.
Но когда Рональду было 12 лет, а его брату Хилари 10, они остались круглыми сиротами. Отныне их опекуном был дальний родственник, католический священник, отец Фрэнсис Ксавьер Морган.
Отец Фрэнсис не был злым или жестоким, он любил мальчиков и заботился о них, как считал нужным. Благодаря ему мальчики получили место в школе и поселились в пансионе миссис Фолкнер.
Рональд рано проявил талант лингвиста, с детства он легко учил языки и придумывал свои собственные, но во всем он желал докопаться до сути, язык для него не был чем-то оторванным, он искал причины и связи, почему именно так звучит слово, откуда оно берет свое начало. Другой его страстью стала мифология и фольклор.
Этажом ниже, ровно под спальней Рональда жила Эдит Мэри Бретт. Она тоже была сиротой. Отца своего Эдит никогда не знала, ее мать была гувернанткой, которая имела неосторожность родить ребенка. С тех пор больше она уже не служила в приличных домах, а вскоре скончалась. Но тень отца присутствовала где-то рядом с Эдит, он оплачивал ее обучение и проживание, впрочем денег этих едва хватало.
Девушка играла на пианино и вскоре должна была начать давать уроки, чтобы иметь возможность прокормить себя. Если она не сидела за пианино, то горбилась за швейной машинкой, ведь у миссис Фолкнер часто болела голова от музыки.
Молодые люди подружились. Часто в конце дня Рональд, его брат и Эдит собирались в комнате, пили чай, шутили. Их забавы были детскими шалостями, например они могли бросать сахар на шляпы прохожим или считать светлячков у окна.
«И наши добрые ночи, когда иногда ты была в своей маленькой белой ночной рубашке, и наши нелепые долгие разговоры у окна; и как мы смотрели, как солнце поднимается над городом сквозь туман, и Биг-Бен звонит час за часом, и мотыльки почти пугали тебя — и наш свисток — и наши велосипедные прогулки — и разговоры огня — и три великих поцелуя» — вспоминал Толкин то беззаботное время.
«Как я в первый раз поцеловал тебя, а ты меня – почти случайно, и как мы говорили друг другу спокойной ночи».
В отличии от Толкина, Эдит была воспитана в протестантской вере и это было проблемой для отца Фрэнсиса. Когда опекун узнал о романе своего подопечного с протестанткой, незаконнорожденной сиротой, он долго думал.
Но на решительные действия он пошел только когда Рональд не набрал на экзаменах нужного для стипендии балла. Отец Фрэнсис поставил условие – сейчас мальчик должен думать только об учебе, но когда ему исполнится 21 год, может делать что захочет. Роман с Эдит был поставлен на паузу.
Толкин уехал в Оксфорд. Три года стали для него мучительными и полными томительного ожидания. Но он выполнил свое обещание. Только в день своего двадцатиоднолетия он написал Эдит. Все это время он помнил ее свет и не собирался отказываться от задуманного. Три года — долгий срок для молодой девушки. Когда пришло письмо от Рональда, она уже была обручена со своим давним школьным другом.
И все же согласилась на встречу. Они разговаривали несколько часов, а на следующий день Эдит вернула кольцо жениху. Ради Рональда она даже согласилась перейти в католичество.
Прошло еще три года, прежде чем Джон Рональд Руэл Толкин назвал Эдит Мери Бретт своей женой перед Богом и людьми. Свадьба состоялась в 1916 году и была скромной и по-английски красивой. На невесте было скромное платье и венок из полевых цветов, как она была похожа на эльфийку, которых потом он опишет в своих произведениях!
А потом Толкин ушел на войну. В окопах первой Мировой войны наверное и произошло окончательное взросление. Он терял своих друзей, терял и находил надежду, перенес тяжелую болезнь.
Возвращение было тяжелым, но спасла его Эдит. Однажды во время прогулки в лесу она распустила волосы и стала танцевать. «В те дни у нее были волосы цвета воронова крыла, кожа чистая, глаза ярче, чем вы их видели, и она могла петь и танцевать». Тогда Толкин записал первую свою историю, рассказ о любви прекрасной эльфийки Лютиэн и человека Берен.
Впереди их ждало еще много испытаний. Но всегда Рональда и Эдит согревал свет их любви. В семье родится четверо детей, Рональд станет профессором в Оксфорде и для своих детей будет писать сказки. А потом из случайной шутки появится на свет «Хоббит. Путешествие туда и обратно», а вслед за ним легендарный «Властелин колец».
Эдит и Рональд проживут долгую и, наверное, все же счастливую жизнь. Она умрет маленькой прелестной и седовласой в возрасте 82 лет. А он переживет ее на один год и восемь месяцев.