Инна Михайловна Чурикова оставила нас. Для отечественного зрителя это большая утрата. Её любили все. Она была неповторимая и единственная. Слова излишни…
Инна Михайловна сумела сломать сложившиеся представления о красоте. Перемолола все стереотипы своего времени и ворвалась в мир искусства верхом на своём космическом таланте. Более того, она подарила надежду огромному числу сомневающихся в своей яркости людей идти подобной дорогой. После её успеха многие не самые красивые молодые люди стали пробиваться в мир кино и театра.
Удивительно, что она поступила в театральный вуз в первый же год. Сразу же после окончания школы. Но для этого она прошла унижения почти во всех московских заведениях куда подавала документы. Злые театральные дяди и тёти не стесняясь ей говорили: «Вы знаете, кто такая Афродита? А теперь взгляните на себя в зеркало». Но будущая звезда не сдавалась.
Она, с детства мечтавшая стать только актрисой, утирала слёзы и шла дальше. А дальше было тоже самое. Семнадцатилетняя Инна отвечала, что у неё такое своеобразное лицо, и что не каждому дано его оценить, что она безумно любит театр, что она ещё в 15 лет выходила на сцену Театра имени Станиславского в постановках молодёжной студии. Но экзаменаторы были непреклонны.
И всё же ей повезло! Последним в списке заведений было щепкинское училище. Известный педагог, лауреат 2 сталинских премий, Вениамин Иванович Цыганков, стал за Инну горой, произнеся при этом коллегам: «Она или дура, или гений! А значит нам подходит».
Он рискнул взять необычную абитуриентку на свой курс, и не прогадал. Инна была самой старательной ученицей курса, и окончила «Щепку» с красным дипломом в 1965 году, была распределена в московский ТЮЗ играть разных белочек, зайчиков и бабок Ёжек.
Почему-то у нас считается, что первой работой в кино у Инны Михайловны был короткий бессловесный эпизод в «Я шагаю по Москве», где она рисует лошадь. Но на самом деле первым эпизодом в кино у великой актрисы стала роль Райки в фильме «Тучи над Борском» ещё за три года до рисования лошади.
И роль-то была со словами. Героиня семнадцатилетней Инны произносит короткий, но сильный монолог на собрании, и ещё несколько раз мелькает в кадрах со школьниками.
Вообще фильм Василия Ордынского «Тучи над Борском» получился талантливым, но страшным. Второй раз его смотреть не хочется. В фильме кроме Инны Чуриковой дебютировали Роман Хомятов, Игорь Охлупин, другая Инна — Гулая, Владимир Ивашов и сам Никита Сергеевич Михалков.
Фильм был госзаказом Никиты Сергеевича, но другого — Хрущева. Дюжина кинофильмов в период с 1959 по 1962 должна была развенчать религиозные чувства советских граждан. «Тучи над Борском» приковывали к позорному столбу секту пятидесятников.
Второе появление актрисы в кино было в данелиевском фильме, опять же вместе с Михалковым. Третьим фильмом у Инны Михайловны был «Где ты теперь, Максим?». И роль Анжелики была вполне полновесная и интересная. Эту работу уж мало кто упомнит, хоть картину и снимал сам Эдмонд Кеосаян.
Работу Инны Михайловны у Кеосаяна полностью замил четвёртый фильм актрисы — «Морозко». Душенька-Марфушенька получилась великой ролью. Её и через 100 лет будут помнить. Такой фантастически удачный образ слепила нам 21-летняя актриса. Тогда ещё студентка «Щепки». Уж сто баек сочинили про то как она лук на морозе ела и ломала зубы об орехи.
И вот вскоре подоспел пятый кинофильм студентки — «Стряпуха». Тут уже Э. Кеосаян дал Инне главную роль буфетчицы Варвары. Фильм запомнился публике. Прокат был большой (30 млн. зрителей). И все насладились и игрой Чуриковой и красотой Светличной и поющим необычным для себя оперным тенором Высоцким, да ещё и перекрашенным в блондина.
Синхронно со «Стряпухой» Инна Михайловна снималась у Г. Данелия в шикарной комедии «Тридцать три». Чурикова великолепно сыграла сексапильную Розочку влюбившуюся без памяти в уникального Ивана Сергеевича Травкина.
Вот так совсем неплохо получился заход в кино у студентки Чуриковой: 6 киноролей за пять лет! И ведь никто её не выгнал из вуза за нарушение традиций: не сниматься — не получив диплома. Тогда актёров-студентов жёстко песочили по комсомольской линии за самовольные съёмки, а наиболее ретивых даже выгоняли.
Получив свой красный диплом и играя третьесортные роли зверушек в ТЮЗе Инна Михайловна только в 1966 году снялась в 4 фильмах! Она сыграла белокурую Жози в «Неуловимых мстителях» Кеосаяна, колдунью Нелли в «Старшей сестре» Г. Натансона, а также увесистые роли в телеспектаклях «Тебе, юность» и «Декабрь, 1941». Ну и как довесочек ко всему была смешная роль в «Фитиле», где она сыграла молодую мать.
Только после этого произошла судьбоносная встреча актрисы и режиссёра Глеба Панфилова, которая определила в её жизни многое. Но даже если бы и не было этой важной для неё встречи, она бы всё равно стала великой. Такой талант всё равно бы не увял, и взрастал бы и полнился. Просто с Г. Панфиловым всё стало в её жизни яснее и определённей.
Да, режиссёр пошёл в ТЮЗ смотреть Чурикову, которая летала на метле по сцене изображая бабу Ягу. Всё, почти дословно как в фильме «Начало». Только Инна была не робкая и эксцентричная дебютантка, а уже сложившаяся актриса с десятью картинами за плечами.
Конечно Таня Тёткина и Паша Строганова — это высший пилотаж актёрской игры. Эти две культовые роли Инны Михайловны принесли ей настоящую славу. Эти киноработы актрисы разобрали покадрово наши критики, и положили в золотые коробочки лучшего советского киноискусства. В принципе после них можно было уже и ничего не играть. Слава уже была занебесная.
И Инна Михайловна после «Начала» приостановилась, занялась театральной карьерой в Ленкоме. И все семидесятые годы играла только в кинокартинах мужа и у М. Захарова. Потом конечно разговелась в кино по-полной выдав шедевральные роли у Тодоровского, Швейцера, Шахназарова, Кончаловского, Меньшова, Бортко.
Про феномен Инны Чуриковой уже написаны тонны строчек и ещё напишут несколько тонн. Только успевай вагонетки подкатывать. Богатство она оставила нам огромное. Нам ещё долго изучать карты лабиринтов её души, исследовать пещеры бездонные её возможностей, врастающие в небеса дворцы её таланта.
В эту пару дней наверно миллион человек посмотрел «Морозко». Только все не смеялись, а плакали. Провожали.
Родная наша. Наша и только наша. Своя. Неповторимая… Как-то совсем пусто стало…