В последнее время народная артистка РСФСР Екатерина Васильева, отметившая 15 августа свое 76-летие, очень редко снимается в кино и появляется на экранах. Это породило массу слухов: говорили, что актриса отреклась от мирской жизни и ушла в монастырь, что ее погубили вредные привычки, что она уехала за границу и т. п.
На самом деле это не соответствует действительности, хотя Васильева признает, что в молодости совершила немало ошибок, за которые сейчас глубоко раскаивается.
Некрасивая красавица
Екатерина появилась на свет в 1945 г. в семье известного поэта Сергея Васильева. Немногие знают о том, что у нее был и еще один знаменитый родственник – легендарный педагог с мировым именем Антон Макаренко, которому она приходилась внучатой племянницей. Ее дед по материнской линии был его родным братом. В числе белогвардейцев он в 1920-х гг. эмигрировал за границу, а жену, которая ждала ребенка, с собой вывезти не смог. И заботы о ней и ее дочери взял на себя Макаренко, поэтому мать Екатерины росла вместе с его воспитанниками.
Родители Екатерины развелись, когда ей было 12 лет. Чтобы помочь матери, она начала работать на почте, а по вечерам занималась тем, к чему лежала душа, – посещала театральную студию.
Благодаря этим занятиям и, конечно, своей одаренности и магнетическому обаянию, Васильева без труда поступила во ВГИК с первой же попытки.
Еще в студенческие годы и ее однокурсники, и педагоги поражались тому, как при такой специфической внешности, очень далекой от эталонов красоты, Екатерина преображается на сцене – она становилась просто ослепительной, от нее невозможно было отвести глаз. Она справлялась не только с острохарактерными, но и с лирическими, и с трагическими ролями, и зрители ей верили.
В 22 года Васильева окончила ВГИК и начала выступать на театральной сцене. к тому моменту у нее уже был небольшой опыт съемок в кино. Она дебютировала еще в 1965 г., но первая популярность пришла к ней спустя почти 10 лет, когда на экраны вышла «Соломенная шляпка».
Правда, изначально Васильеву пригласили сыграть в этом фильме невесту главного героя, но худсовет решил, что эта героиня должна быть более миловидной, и в результате Васильева исполнила роль неверной жены, из-за утерянной шляпки которой и поднялся переполох. И эта киноработа стала ее визитной карточкой и принесла ей всесоюзную славу.
После этого режиссеры засыпали ее новыми предложениями, и в 1970-х – 1980-х гг. Екатерина Васильева сыграла свои лучшие роли в кино: «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «С любимыми не расставайтесь», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Чародеи», «Визит дамы» и др. Хотя фильмы с ее участием стали признанной классикой советского кино, актриса позже призналась, что на самом деле никогда не любила кинематограф так, как театр, и снималась только в погоне за славой и материальным благополучием.
Грехи молодости
Сегодня актриса признается, что в молодости ей сложно было избежать соблазнов, и она совершила немало ошибок, о которых теперь жалеет. Все, кто помнил ее по институту, рассказывали, что она постоянно дымила, много пила и ругалась, как грузчики в порту. Без нее не обходилась ни одна актерская вечеринка, и актриса не только позволяла себе выпить лишнего, но и крутила романы за спиной у супруга, режиссера Сергея Соловьева. Она еще была замужем, когда узнала, что ждет ребенка от другого мужчины, драматурга Михаила Рощина, который стал ее вторым мужем.
Хотя Васильева не была красавицей, она без труда покоряла мужчин. Соловьев о ней говорил: «Катя была очень юная, высокая, стройная, рыжая, с челкой и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой. Она была свободна во всем, этого даже проявлять не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный, изначально свободный человек».
Оба ее брака распались, и позже актриса признавалась, что это произошло по ее вине. И если Сергей Соловьев всегда отзывался о ней с уважением и восхищением, то Михаил Рощин долгое время держал на нее обиду. Он называл Васильеву неисправимой эгоисткой, «человеком необычайного таланта и такого же дурного нрава», и говорил, что все ее достоинства перечеркивает несносный характер.
Дорога к храму
Еще в начале 1990-х гг. появились слухи о том, что знаменитая актриса оставила профессию и ушла в монастырь. На самом деле все было так. Когда сыну Екатерины Васильевой и ее второго мужа Михаила Рощина было 2 года, он заболел, у него подскочила температура. А семья тогда снимала дачу за городом, и разыскивать врача пришлось в поселке посреди ночи. Так актриса познакомилась с врачом Екатериной Трубецкой, которая всю жизнь была верующим человеком и приобщила к вере Васильеву. Благодаря новой знакомой у актрисы появился духовный наставник.
Тогда актриса словно нашла то, что долго искала, то, что было недоступно во времена СССР. Васильева говорила: «Четыре поколения моих сограждан оказались оторванными от жизненно важных духовных основ! Ведь если б я была крещена от рождения и хоть что-то в религиозном плане соображала, вся моя жизнь прошла бы по-другому! И я не натворила бы столько грехов! Все, что я сделала в своей жизни до крещения, все было абсолютно неправильно! У людей верующих есть те самые ориентиры, которые позволяют преодолевать постоянные житейские трудности с гораздо меньшими потерями».
Сегодня Васильева ни одного серьезного шага в своей жизни не делает без благословения своего духовника. Именно он и отговорил ее 20 лет назад от решения уйти в монастырь, когда у нее впервые появились такие мысли.
Он объяснил ей, что на такой шаг может пойти только тот человек, у которого нет прямых обязанностей в миру, а мать актрисы тогда нуждалась в ее помощи и заботе. К тому же духовник заверил актрису в том, что молиться и праведно жить можно и не в монастыре. При этом ее сын Дмитрий Рощин стал протоиереем и настоятелем храма.
В наши дни Васильева часто посещает службы в храме, но при этом продолжает время от времени сниматься в кино и участвует в антрепризных спектаклях, если получает благословение духовника на ту или иную роль. Актриса сожалеет только об одном – о том, что не пришла к Богу раньше, иначе не разрушила бы сама свои браки, не отказывалась бы от рождения нескольких детей, не предавала бы близких и не оказалась бы во власти вредной привычки. Она не боится уйти из жизни, переживая лишь о том, чтобы успеть покаяться во всех своих грехах и вымолить прощение.