«Отдай его мне», — улыбнулась мадемуазель Шанель и пригубила бокал шампанского – «У меня хватит денег на принца».
Когда оперная певица Марта Девелли пожаловалась, что роман с нищим великим князем Дмитрием Павловичем обходится ей очень дорого, Коко Шанель не упустила возможности переманить красивого русского.
Кузену императора Николая II, Дмитрию Павловичу, удалось избежать жестокой расправы с Романовыми, но сохранив жизнь, он лишился всего, кроме собственного обаяния. Вокруг оказавшегося заграницей русского принца витал флер романтики и недосказанности.
Он участвовал в убийстве ужасного старца Распутина, даже мог бы жениться на одной из дочерей императора, он приехал в Париж с одной гитарой, но лучшие дома всегда открывали перед ним двери. В конце концов Дмитрий Павлович был высоким, красивым и обладал поистине королевскими манерами. Что еще нужно богатым женщинам, алчущим внимания.
Шанель предложила изгнаннику поселиться у нее на вилле, вместе они катаются по Лазурному побережью, но мудрая Коко не желая уязвлять мужского самолюбия русского принца позволяет ему оплачивать бензин и расходы на скромные отели.
«Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость. Их ремесло, когда они его исполняют, – самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его», – говорила Шанель. И в этих словах была правда.
Потеряв все, лишившись не только привычного образа жизни, но и самого ее смысла, множество русских аристократов оказавшись заграницей попусту теряли себя. Такая участь могла ждать и великого князя, если бы не его страсть к самой жизни во всех ее проявлениях.
Роман Дмитрия Павловича с мадемуазель Шанель был не продолжительным, но ярким. В Монако они жили в постоянном состоянии праздника: казино, шампанское, танцы до утра, прогулки по набережной, русские романсы в исполнении великого князя. Она любила наряжать его, бесконечно заказывая элегантные костюмы, а он рассказывал ей о России и жизни императорского двора.
Впрочем любовь не застилала Габриэль глаза. Она умела извлекать выгоду из всего. У Дмитрия было мало возможностей отплатить своей возлюбленной, но именно благодаря ему в коллекции модного дома Шанель появились русские мотивы, мгновенно завоевавшие популярность. Вороты-косоворотки, вышивки, орнаменты, меховые шапки, все это Шанель использовала в своих моделях.
К тому же близость с великим князем давала ей чувство причастности к какому-то иному, волшебному миру. Ему кланялись, целовали руки, обращались «ваше высочество», а она была рядом и ликовала. Когда то она пела в дешевых кафе, а теперь идет под руку с царской особой.
Габриэль Шанель брала на работу русских эмигрантов. Сестра Дмитрия Павловича выполняла для Шанель вышивки, бывшие графини и княгини выступали в роли манекенщиц, закройщиц, золотошвеек. Блеск их прошлого померк, но помогал создавать великолепные наряды и тот неподражаемый стиль от Шанель, что считается эталоном вкуса и элегантности.
Работа с Шанель помогла Марии Павловне встать на ноги, поверить в себя, обрести почву под ногами. Кутюрье научила бывшую великую княгиню полагаться только на себя и показывать коготки, когда это требуется. В конце концов их пути разошлись, Мария Павловна захотела работать и для других модных домов, а Шанель была категорически против.
Именно великий князь Дмитрий Павлович познакомил Коко с парфюмером Эрнестом Бо. Результатом этой судьбоносной встречи будут духи Chanel №5.
Все хорошее когда-то заканчивается. Пришло время для Габриэль расстаться с русским принцем. Им обоим нужно было идти дальше.
Вскоре Дмитрий Павлович женился. Быть может подожди Шанель немного и стала бы не только великой кутюрье, но и женой потомка Романовых. Но она была уверена, что великий князь никогда не женится или женится только на девушке с титулом.
Какое разочарование! Его избранницей стала богатая американка Одри Эмери. Дмитрий Павлович радовался рождению сына Павла, но так скучал в этих отношениях, что даже пытался покончить с собой. Супруга отпустила его на свободу.
До конца жизни русский принц вспоминал Шанель, говоря, что дни с ней были лучшими в его жизни.