В актрисе Ларисе Ивановне Малеванной есть подлинность. Она настоящая. Она сохранила простоту, искренность и порядочность, пройдя сквозь неискренность современной жизни, особенно ощутимой в среде артистов, склонных к излишней рисовке и выпячиваю.
Хрупкая, стройная красавица, с огромными лучистыми глазами, но как легко её представить комиссаром с пистолетом в руке, поднимающую в атаку дивизию. Необычайно сильный темперамент. Когда надо — одним взглядом испепелит любого, если захочет.
Глядя на актрису, которой не так давно исполнилось 83 года, понимаешь, что на её лице лучатся не следы былой красоты, а видишь что она реально красивая. Годы ничего не забрали, только прибавили. Вот, как надо стареть! С достоинством.
Без всяких подтяжек, уколов, ботексов. То что актриса прекрасно выглядит, заслуга её перманентной духовной работы. С возрастом красота внутренняя начинает светить особым светом выходя наружу.
Актриса родилась до войны в маленькой деревушке Фёдоровка, что находится недалеко от Таганрога. Как говорила сама Лариса Ивановна: «Я дышала с Чеховым одними травами». Чехов вообще проходит связующей нитью через всю жизнь актрисы, служит неким идеалом для неё до сих пор. Её детство никак нельзя назвать счастливым, оно было омрачено войной и семейными проблемами.
Родительская семья была многодетной. Малеванные воспитывали четверых детей, мама работала учительницей и тянула на себе семейный воз. Отец вернувшийся с войны сильно выпивал. Но в деревнях разводиться было не принято и мама будущей актрисы так и не решилась уйти от мужа. Видно и надорвалась на семейном фронте умерев молодой.
Лариса Ивановна вспоминала, что в 7 лет у неё был взгляд взрослого человека, много повидавшего. Дети войны рано взрослели.
Мечты об актёрской профессии возникли у Ларисы Малеванной из-за стремления к лучшей жизни. Ей думалось, будто актрисы никогда не бывают несчастными, да к тому же у них есть возможность проживать вместе со своими героинями разные судьбы.
Но почему-то вначале поступила в педагогический институт в Краснодаре, где проучилась четыре года, прежде чем круто изменила свои планы поехав в Ленинград и поступив на режиссёрское отделение ЛГИТМИКа.
Лариса считала себя далеко не красавицей, поэтому и пошла в режиссёры, понимая что с её внешностью ей в актёрстве ловить нечего. Окончив институт с красным дипломом 3 года отработала с мужем Геннадием Опорковым в Красноярске, а вернувшись в Ленинград в 1968 году сразу попала в кино. Режиссёр Вадим Михайлов снял её в главной роли своего фильма «В день свадьбы».
Роль Нюры получилась у Ларисы великолепной. Особенно всем запомнилась финальная сцена, где невеста снимает свадебную фату и отпускает своего возлюбленного на все четыре стороны. Сцена на разрыв души.
После удачного дебюта в кино, на актрису градом посыпались предложения, и актриса стала сниматься много. Причём ещё могла выбирать где играть, а где нет. И это у неё получалось. Поэтому её кинематографические работы семидесятых и восьмидесятых запоминались. «Разрешите взлёт!», «За облаками небо», «Там за горизонтом» — это были блестящие работы в кино.
Дальше были «Поздние свидания», «Легенда о Тиле», «Раффэрти», «Подросток», «Интердевочка» и другие запомнившиеся зрителям роли в отечественных фильмах. Перечень её киноработ огромен.
Неплохо шли дела в театре. Мужа назначили главным режиссёром театра Ленсовета. Но в 1976 году супруги расстались. Лариса Ивановна устала от измен мужа. Последующие 20 лет она была в браке более счастливом, но в итоге предпочла жить одна, посвятив себя сыну и внукам. Как сама Лариса Ивановна говорила про второй брак: «Пытка семейной жизнью слишком затянулась».
А безработной она долго не была. «Великий и ужасный» Товстоногов пригласил её в БДТ. Актриса сразу стала играть главные роли в театре: Варвару в «Дачниках», комиссара в «Оптимистической трагедии», Наталью в «Тихом Доне». Правда пытка БДТ тоже излишне затянулась.
Десять лет актриса играла в театре ведущие роли, а последующие двадцать лет фактически сидела на банке. Как вспоминала сама Лариса Ивановна, она не увольнялась из-за собственной трусости. Уйти в никуда в девяностые было равносильно голодной смерти.
И всё же сильная и волевая Малеванная ушла из БДТ. Ушла удивив всех. Она не стало тихо окормляться в надоевшем ей театре и доживать свой век. Она сумела в 68 лет найти в себе силы бросить новый вызов судьбе. Уехала в Краснодар работать режиссёром в молодёжный театр.
Поставила там прекрасные спектакли по Достоевскому, Шукшину. В БДТ Г. Товстоногов дважды дал ей возможность поставить самостоятельно спектакли. Но в Краснодаре Лариса Ивановна работала уже на более высоком режиссёрском уровне. И эту работу высоко оценили на нескольких театральных фестивалях.
А ещё она стала опять много сниматься в кино. И все её роли немолодых женщин с 2007 года по сие время впечатляют не меньше её ролей в молодые годы. А ещё актриса стала писать детские книги. К этому её сподвигла роль бабушки трёх внуков. Всего же Л. Малеванная издала три книги «Горошинка в шкатулке», «Песочница», «Мирись, мирись, больше не дерись…».
Мало кто знал, что Лариса Ивановна снимаясь в «Оттепели» Валерия Тодоровского в роли бабушки Марьяны, была практически смертельно больна. Но актриса играла на морально-волевых. А после сумела победить онкологию. Конечно была удачная операция, но прежде всего актриса сумела найти силы для дальнейшей жизни. Перезагрузилась по полной программе.
Лариса Ивановна Малеванная — актриса особого рода. Мягкая, женственная, заоблачная, а когда надо очень твёрдая и решительная. Образы, созданные Ларисой Малеванной всегда слегка припорошены тайной. На экране она всегда естественна. Ни грамма фальши.
Судьбы её героинь очень трогают душу, оттого что характеры выписаны тонкими, точными штрихами, очень деликатно и ненавязчиво. Процесс раскрытия образов актрисой, ход её мыслей, её актёрская хирургическая работа в наше время на вес золота. Есть чему поучиться молодым.
Как же строги были близкие к Ларисе Малеванной, и она сама, не считая себя красавицей. Первый фильм актрисы «В день свадьбы» показал уже как она прекрасна. Её героиня Нюра, девушка с таким тонким лицом, с такими стройными, лёгкими ногами. И красоту свою актриса сохранила и поныне, что неудивительно, ибо она одухотворена благородством, достоинством, и жизненной мудростью.
Дай Бог актрисе ещё долгих лет жизни и осуществления творческих замыслов.