Поклонники старого советского кино знают: имя Олега Борисова связано с фильмами далеко не комедийно-развлекательного жанра, напротив, его образы всегда располагают к размышлениям. Они сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд — как и характер самого Олега Ивановича.
Альберт — Алик — Олег
При рождении он получил имя Альберт — такое имя было у какого-то иностранного принца, предмета маминых восхищений. Но в 30-х годах на Ярославщине трудно было остаться Альбертом, и он стал Аликом.
Но с началом войны семье из Москвы пришлось перебраться в Среднюю Азию. И 12-летний мальчик, по военным понятиям считавшийся взрослым, пошёл работать на лесоповал. Потом научился работать на тракторе. Иногда пас коров, объезжая стадо верхом на коне без седла.
В 1947 закончил в Подмосковье среднюю школу и сразу сжёг учебники по ненавистным ему физике и математике, после чего отправился поступать в Школу-студию МХАТ.
Был сразу принят и все годы учёбы считался одним из самых способных и талантливых учеников.
Здесь в очередной раз изменили его имя — артист навсегда стал Олегом. Рассчитывая после окончания учёбы остаться в Художественном театре, Олег был немало огорчён, узнав, что единственное место отдали сыну одного из преподавателей. А талантливого Борисова в 1951 отправили работать в Киевский русский драмтеатр.
Киев
Но и в Киеве живут люди! Порой очень красивые. Случайно увидев в чужой гримёрке фотографию симпатичной девушки, Борисов заочно влюбился. Алла Латынская была дочерью бывшего директора театра и поддерживала отношения со многими его актёрами.
Они познакомились, подружились и три года наслаждались общением, основанном на взаимных чувствах. А потом ещё 40 лет в качестве супругов: два Скорпиона прекрасно ужились под одной крышей, потому что с ними раз и навсегда поселилась любовь.
У них сложилась прекрасная, гармоничная семья. Олег много играл в театре, постоянно снимался в кино. И вообще считал, что с Киевом ему повезло!
«Зачем играть так хорошо?..»
В 1961 году брачного афериста Голохвастого, смешно говорящего, но прекрасно поющего и танцующего, узнал весь мир.
По направлению Министерства культуры исполнитель главной роли отправился с презентацией фильма в Польшу, чем вызвал неслабую зависть коллег по цеху. Театральное руководство пыталось запретить актёру заграничную командировку.
А когда уехал, «доброжелатели» родного театра настрочили письмо в газету «Советская культура», в котором указали, что Борисов сильно зазнался (не подписала сей пасквиль только Ада Роговцева), затем последовало увольнение актёра. Правда, приказ вскоре пришлось отменить, и Борисову предложили вернуться. Но он сжёг мосты. Семья решила переехать в Москву.
А в 1964 году, увидев актёра на гастролях, Товстоногов пригласил Борисова в Ленинградский БДТ.
Каждый год выходило по несколько фильмов с его участием, в том числе такие значительные, как «На войне как на войне», «Проверка на дорогах», «Крах инженера Гарина».
И далеко не все хотели делиться с молодым дарованием своими ролями. Необходимость репетировать одновременно с Басилашвили роль Хлестакова совсем не способствовала добрым взаимоотношениям между актёрами. Олег Иванович вполне мог сыграть лучше. Даже Товстоногов как-то в полушутку сказал Борисову:
Может быть, постоянные переживания и вылились у него в неизлечимую болезнь — лимфолейкоз, с которой артист не только пытался безуспешно справиться, но и 16 лет работал.
Отдав почти 20 лет жизни этому театральному коллективу, в 1983 Борисов перешёл во МХАТ. Но больше всё-таки актёр работал в кино.
Кино
В его фильмографии более 100 ролей, из них около 30 — главные. Вот некоторые из них:
Вспомнилось высказывание из фильма:
Трудный характер
Обладая собственными человеческими убеждениями, Борисов считал себя вправе высказывать их, что не всегда нравилось организаторам съёмочного процесса. Так, будучи приглашённым на главную роль в биографическую драму «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Александром Зархи, он не смог продолжить работу в картине, чувствуя поверхностность отношения к образу со стороны режиссёра.
И всё же Борисов не выдержал. Ему так и не позволили дойти до глубины вверенной ему роли. И актёр заявил о невозможности сниматься в проекте, иначе «в нашем кино навечно останется опереточный Достоевский». За что и был наказан: руководство «Мосфильма» на два года отстранило его от съёмок.
Он и в театре не стеснялся заявить режиссеру, что тот не готов к репетиции. Вот и поползли по актёрским кругам двух столиц слухи о несносном характере Олега Борисова.
Им нужен был актёр редкий, исключительный, способный помочь зрителям уловить в показанных привычных советских реалиях смысл, не лежащий на поверхности сюжета.
Следователь Ермаков оказался очень близок Борисову по своей природе. И дело вовсе не в сложности характера. Просто актёр, как и его герой, терпеть не мог разгильдяйства — несмотря на то, что в искусстве оно не угрожает чужим жизням.
Тихий уход
Олег Иванович никогда не жаловался на плохое самочувствие и никому не рассказывал о своей болезни. А потому его смерть в 65 лет стала для коллег полной неожиданностью.