Шаги отца заставили Матильду вздрогнуть. Она знала, что случится через минуту: вспышка гнева ей была обеспечена. Герцог Альбрехт Тешенский терпеть не мог эту привычку дочери, и всячески боролся с ней. Но Матильда, если её не видели, доставала трубку, и теперь поняла, что попалась.
Спрятав предмет за спиной, она изобразила милую улыбку. Но вошедший в кабинет отец не гневался – его лицо исказилось от ужаса. Дело в том, что за спиной Матильды поднимался чёрный дым.
Ширина юбок французской императрицы Евгении составляла два с половиной метра. Модницы из Англии не отставали – в 1850-е они носили столь пышные кринолины, что с трудом проходили в дверные проёмы. Поездка в экипаже стала проблемой, потому что даже самый роскошный и просторный не позволял расправить платье, чтобы оно не помялось.
Попытки повторить эту моду в современности тоже успехом не увенчались. Помните знаменитое свадебное платье принцессы Дианы? Оно было столь огромным в ширину, что в карету его буквально утрамбовывали. В результате, в самый главный день своей жизни, принцесса выглядела так, словно толкалась в очереди.
Но женщинам нравилась мода на кринолины! Юбка, похожая на безе, превращала любую даму, даже самую дородную, в изящную сильфиду. Поэтому-то кринолины старались делать ещё пышнее, ещё объемнее… Не учитывая один важнейший момент: такие юбки сметали всё на своем пути.
В 1850 году прелестная Мария Лазич окончательно поняла – их союз с Афанасием Фетом невозможен. Он не мог взять в жены её, бесприданницу, и у него самого не было денег. Девушка была так подавлена, что ничего не замечала вокруг.
Даже то, что платье попало за каминную решетку. Оно вспыхнуло моментально, спасти Марию не успели. Если бы юбки не оказались столь пышными, если бы они не были сделаны из столь тонкого материала…
Английский журнал Punch в то же самое время высмеивал своих современниц: дескать, невозможно без содрогания глядеть на даму, которая стоит возле камина.
«Даже если бы существовала компания по страхованию кринолинов, — писали в журнале, — она, скорее всего, не сумела бы справиться с потоком поступающих к ней обращений!»
Принцесса Матильда Тешенская, с которой и начался этот рассказ, тоже попала в печальную статистику. Её случай был еще более нелепым, чем другие. Юная девушка из рода Габсбургов, прекрасно воспитанная и образованная, богатейшая наследница, которую готовили в жены королю Объединенной Италии, имела одну привычку.
И та крайне не нравилась ее серьезному отцу (его можно понять). Дело в том, что Матильда дымила трубкой, словно заправский пират. И делала это всякий раз, когда ее не могли подловить.
Но однажды что-то пошло не так. 6 июня 1867 года девушка уединилась в кабинете, зная, что отец выехал из дворца, но герцог Тешенский неожиданно вернулся. Матильда попыталась спрятать трубку за спиной, уголек попал на её платье, оно занялось так быстро, что опомниться никто не успел… Молодая красавица заняла место в Императорском склепе куда раньше, чем планировала. Семья была безутешна.
В 1860-х журнал The Lancet утверждал, что про кринолины надобно забыть. И как можно скорее. Юные девушки, зрелые дамы, женщины из разных сословий оказывались в одинаковом положении. Эллин Райт из Хардинга, например, попала в статистику… из-за игры.
Как многие девочки в семилетнем возрасте она любила примерять наряды матери. И, когда та отлучилась по делам, надела на себя её кринолин. И снова уголёк сыграл свою роль! Эллин успели довезти до больницы, но там оказались бессильны помочь.
А Лаванда Миллз вспыхнула, будто свечка, когда чистила камин своей хозяйки на улице Слоун-Стрит. Это произошло в 1866 году, и в Лондоне все газеты написали об этом случае. «Не приближайтесь к каминным решёткам!» — кричали заголовки. Но все понимали, что это невозможно. Просто следовало соблюдать максимальную осторожность.
Пресса рассказывала про разные случаи: как одна девушка спешила открыть дверь молочнику и смахнула кринолином лампу со стола, как молодая мать наклонилась к ребенку, играющему возле огня, и угодила краем платья все в тот же камин. Пылающие кринолины стали мемом середины XIX века – про них писали, делали карикатуры, про них говорили абсолютно все.
Да и как не говорить, если еженедельно появлялись новые сообщения о таких случаях! Герцогиня Фитц-Джеймс попала на страницы газет как раз из-за пылающего кринолина. А графиня де Сен-Марсо пыталась потушить платье другой дамы, вспыхнувшее на балу в Париже, и сама не сумела спастись – пламя перекинулось на нее.
А затем такая же участь постигла двух сестер – Мэри и Эмили Уайльд. Обе девушки были приглашены на бал в поместье Драммаконор, что в ирландском графстве Монахан. И когда вспыхнуло платье одной, вторая поспешила на помощь. И… все оказалось напрасным.
К концу XIX века женские платья стали выглядеть совсем по-другому – силуэт упростился, ткани требовалось меньше. Иногда юбки так сужали книзу, что в них было трудно ходить. И это приводило к новым неприятностям – модницы спотыкались и падали! И так, наверное, во всякую эпоху: едва мода доходит до абсурда, она не украшает, а только вредит.