Лучшая подруга не пустила Алису на порог. Топчась на месте, молодая женщина удивлённо прислушивалась к голосам в доме: очевидно же, Энни там! Но в это майское утро 1570 года жена Питера Кринделла, мельника, вдруг не стала открывать Алисе дверь.
А в последующие дни две соседки отказались разговаривать с Алисой и не отвечали на её приветствия. В Хамблтоне, что в Северном Йоркшире, уже разнеслась весть – неподобающе себя вела! Нарушила правила! Алиса и Том Чизман – неженатые супруги!
В двадцать первом веке мы точно знаем: есть браки зарегистрированные, официальные, есть венчанные союзы, а есть так называемые «гражданские». То есть, когда двое решают жить друг с другом вместе, не оформляя никаких бумаг. В шестнадцатом столетии, в Англии, с этими определениями было куда сложнее. Потому что традиция обязательно венчаться и давать друг другу клятвы перед алтарём сложилась не везде!
Костюмированные фильмы показывают нам, как красиво идут под венец принцессы и герцогини. Действительно, в аристократической среде значительно раньше начали всё фиксировать при свидетелях и на бумаге. Во-первых, это было надежнее простых обещаний.
Во-вторых, знати было что терять. Выходившую замуж принцессу сопровождали корабли разнообразного добра, и его тщательно подсчитывали. Да и каждый союз высокородных персон – это политический договор, который следовало скрепить должным образом.
А самое главное – церковь признавала наследниками только тех детей, что были рождены в венчанном браке. Бастардам трон доставался в исключительном случае. Поэтому аристократы чаще других на острове шли под венец.
А вот среди простого люда столетиями существовало другое правило – стоило сказать друг другу: «Я беру тебя в супруги», и союз считали скреплённым. Эти простые слова старались произнести при двух-трёх свидетелях, чаще при родителях, и начиналась семейная жизнь. Иногда праздновали свадьбу, иногда нет – все зависело от финансовых возможностей пары.
Расходиться в этом случае тоже было проще: собрал вещи – и пошёл куда глаза глядят. А там уже «вторая половина» сама решала, нужно ли ей оставаться в одиночестве, или искать нового мужа. Так что повторные браки в Англии не были редкостью, а некоторые успевали жениться и по три раза.
Долгое время церковь сквозь пальцы смотрела на такой порядок вещей. Но в XVI столетии всё начало потихоньку меняться. К алтарю, говорили священники, нужно идти обязательно: дети – не котята. Им нужны фамилия и законное положение.
Да и что за неразбериха? Не отличишь честную женщину от какой-нибудь легкомысленной особы. В Северном Йоркшире неоднократно призывали молодых людей серьёзнее относиться к брачным узам. Да не все слушали.
Поэтому Алиса и Том Чизман и попали впросак. Они по-старинке поменяли свое семейное положение, просто дав обещания друг другу, а приходской священник упёрся: не признаю, говорит, ваших клятв. Вы – неженатые супруги! И ославил на проповеди и молодую женщину, и её избранника.
Называл их не самыми приятными словами: они ведь успели еще и консумировать свой брак… Досталось и семьям Алисы и Тома – как проглядели? Почему допустили? Родня сгорала со стыда.
Алиса рыдала: все в Хамблтоне отвернулись от неё. А ведь до этого момента она считалась хорошей девушкой – добрая, работящая, неглупая. И тут такой конфуз! Община отнеслась к ней слишком сурово. Находились и такие, кто считал виноватым во всём Тома: надо было внимательнее слушать священника! 1570-й год на дворе! Это тебе не какое-то глухое Средневековье!
Дело, впрочем, завершилось вполне благополучно. Поджав губы, в приходе согласились выслушать Алису и принять её покаяние. А потом, спустя пару недель, молодую женщину обвенчали с её избранником в присутствии родителей и друзей.
Небольшой осадок оставался, но молодожёны Чизман были тверды в намерении ступить на правильный путь. И даже расщедрились на угощение для гостей. А вот Энни Кринделл на свадьбу не пригласили. Закрывать двери перед лучшей подругой – так себе поступок.