Георгий Данелия: как архитектор изобрел новый жанр советского кино

Георгий Данелия – один из режиссеров, сформировавших эпоху. Сегодня его кино – не просто развлечение, это часть культуры, артефакт советского времени.

Родился Георгий Николаевич в 1930 году в Тбилиси, но юность его прошла в Москве, где он выучился на архитектора и два года проработал в Институте проектирования городов.

С 1956 года Данелия учился на высших режиссерских курсах в мастерской Михаила Калатозова – одного из виднейших режиссеров того времени. В годы учебы он снял два короткометражных фильма по произведениям советских писателей – «Сережа» и «Путь к причалу», а в 1963 году создал картину «Я шагаю по Москве», которая вошла в золотой фонд советского кино.

Сценарист фильма Геннадий Шпаликов предложил взять на главную роль Никиту Михалкова, тот согласился, но через несколько дней работы по совету старшего брата Андрея Кончаловского потребовал повышенный гонорар. Пришлось поставить актера на место – Данелия дал понять, что готов заменить исполнителя главной роли.

Худсовет не мог определить, к какому жанру причислить этот фильм. И тогда Георгий Данелия предложил свой вариант – лирическая комедия. Эту версию утвердили. Так режиссер изобрел новый жанр советского кино.

Позже он снял несколько фильмов, которые зритель смотрит с удовольствием до сих пор – «Не горюй», «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали».

А вот своих «Джентльменов удачи», написанных совместно с Викторией Токаревой, подарил своему студенческому другу и коллеге Александру Серому. Тот не так давно вышел из тюрьмы, и ему нужен хороший фильм, чтобы вернуться в большое кино.

Часто Георгий Николаевич снимал Евгения Леонова, своего самого любимого актера. Говорил, что в этом человеке есть настоящая доброта и талант. Именно эти качества привлекали зрителей.

К цензуре Георгий Данелия относился в отличие от своих именитых коллег вполне нормально. Он говорил, что государство дает деньги на съемки кино, поэтому оно в вправе требовать достойный результат.

Когда его кино хвалили, режиссер говорил, что ему, конечно, приятно, но он, по собственному признанию, просто следовал принципу – работай в полную силу, чтобы не было стыдно за результат. И все получалось. Даже в постсоветский период он снял замечательные фильмы «Настя» и «Орел и решка».

Оцените статью
Георгий Данелия: как архитектор изобрел новый жанр советского кино
Памяти Элеоноры Беляевой посвящается: История жизни и творчества непревзойденной хозяйки «Музыкального киоска»