Из Иллирии он привез черноокую Аудату, а потом женился на македонской царевне. Из Фессалии с ним приехала златокудрая Никея, а затем новый брак – с Олимпиадой. Филипп II, царь Македонии, не мог угомониться. И когда встретил тоненькую юную Клеопатру, с удивительными зелёными глазами, женился и на ней. Устоять было просто невозможно.
Свою первую жену Филипп Македонский привёл во дворец, когда его последняя жена ещё даже не родилась. Воин, большую часть времени проводивший в походах, был известным ценителем прекрасного пола. «Он собирает вокруг себя не женщин, а богинь!» — поэтично отзывались современники. Каждая новая красавица, попадавшая во дворец Филиппа Второго, была лучше предыдущей. Совсем, как в известной песне:
Иветта, Лизетта, Мюзетта,
Жанетта, Жоржетта…
Вся жизнь моя вами, как солнцем июньским согрета…
Иллирийская принцесса Аудата была влюблена в молодого царя. В молодости Филипп был строен и считался привлекательным мужчиной. Чтобы сделать мужу приятное, Аудата даже поменяла имя на греческий манер, и стала называться Эвридикой.
К слову, так звали мать Филиппа. И, конечно, она никак не ожидала, что спустя время во дворце появится ещё одна женщина – Фила. Историки утверждают, что знатная македонянка вскоре умерла. Случайность, нездоровье, или чьё-то вмешательство? Трудно сказать, спустя две с лишним тысячи лет.
Две фессалийские красавицы приехали с Филиппом из похода в 358 году до нашей эры. Одна подарила царю дочь, другая сына. Но всех затмила Олимпиада, царевна из Эпира. Это был династический союз, но утверждали, что новая супруга Филиппа оказалась настолько хороша собой, что царь влюбился в неё с первого взгляда.
Впрочем, злые языки двух фессалиек утверждали другое – Олимпиада занималась чародейством. Приворожила Филиппа с помощью своих знаний и специальных ароматических масел.
Вскоре Олимпиада порадовала царя рождением сына, Александра. Впрочем, для человека античного мира не всё было так однозначно. Позже Александр подчёркивал своё божественное происхождение, и родилась легенда, будто бы Олимпиаде помог… сам Зевс. Была у царя Филиппа и дочь в этом браке, Клеопатра. И надо же такому случиться, что в 337 году он встретил девушку с точно таким же именем.
Дочь и новая возлюбленная были практически ровесницами – семнадцать и восемнадцать лет соответственно. Устоять невозможно. Знатная юная Клеопатра так понравилась Филиппу, что он решился на развод с Олимпиадой. Сын отреагировал незамедлительно – он ворвался в покои отца и кричал о его недостойном поведении. Новый некрасивый инцидент произошел прямо на свадьбе.
«Дядя невесты, — пишет нам Плутарх, — стал призывать всех молить богов, чтобы у Филиппа и Клеопатры родился законный наследник престола. Взбешенный Александр вскричал: «Что же я, по-твоему, незаконнорожденный?» и швырнул в дядю невесты свою чашу. Филипп бросился на сына».
Царь Македонии в ту пору уже не был тем стройным юношей, который привёл иллирийскую красавицу в свои покои. Время не пощадило государя — хромой, с одним глазом… Он был старше Клеопатры почти на тридцать лет. И всё-таки у него ещё могли появиться дети, и они бы составили конкуренцию его старшему сыну, Александру. Отвергнутая Олимпиада этого допустить не могла. Она начала интриговать.
Сначала она склоняла собственного брата выступить против Филиппа. Но эти планы разрушил сам царь, предложив эпирскому правителю свою дочь в жёны. Династический союз предотвратил вторжение. Тогда бывшая царица задумала иначе расчистить дорогу к трону.
В 336 году до нашей эры, то есть, уже не следующий год после женитьбы на Клеопатре, Филипп был убит. Современники не сомневались – к этому причастна Олимпиада. За несколько дней до своей смерти, царь держал на руках новорождённую дочь, которую только-только произвела на свет его последняя молодая супруга…
Царём Македонии стал Александр. Это имя известно каждому – он был величайшим полководцем. И хотя в перечне правителей он значится как «Третий», весь мир величает его по-другому: Александр Македонский. И точка.
Олимпиада из бывшей царицы моментально превратилась в мать правителя. И теперь она была готова поквитаться за унижения, которые ей пришлось испытать по вине прекрасной Клеопатры. Античные авторы по-разному описывают дальнейшее, но суть одна – и Клеопатру, и маленькую девочку Европу, вскоре предали земле. Олимпиада не позволила им жить дальше, несмотря на мольбы молодой женщины.
Резкая и честолюбивая, Олимпиада пыталась править, пока её сын проводил время в походах. Устоять было невозможно – власть многим кружит голову… Однако её амбиции так утомили Александра, что он приказал матери возвращаться на родину. Впрочем, и на этом история жены Филиппа не закончилась. Она вернулась в Македонию после смерти Александра, и приняла власть.
Её не любили в народе — она считалась деспотичной и жёсткой, поэтому, когда Олимпиаду свергли, никто не захотел протянуть ей руку помощи. Наоборот! Античные историки описывают, что родственники людей, которых в разное время казнили по приказу царицы, расправились с ней. С полного одобрения новой власти. Они говорили, что устоять против такого предложения было просто невозможно.