Мария Бабанова: соперничество с супругой Мейерхольда и запоздалое прощение

Летом 1923 года Всеволод Мейерхольд, великий Мастер советского театра и учитель Марии Бабановой, вместе с супругой Зинаидой Райх уезжает отдыхать за границу, а Театр Революции приступает к репетициям мелодрамы Алексея Файко «Озеро Люль», режиссером постановки назначили Абраам Роом, который позже станет известным режиссером кино.

Марии Бабановой в этой постановке достается небольшая роль певички и содержанки Жорнетты Бьенэмэ. Роль, и правда, небольшая, но ходили на спектакль именно из-за Бабановой, даже на афишах рисовали только ее. Все показы постановки прошли с аншлагами.

Для актрисы такое положение создавало репутационную угрозу – она могла попасть в рамки одного амплуа. После этой роли ее приглашали играть развратных женщин. И она прекрасно справлялась с задачей.

Критики позже раскрыли секрет ее популярности в таких ролях – она умела представить не только внешних блеск содержанок, но и их внутренние переживания, опустошенность и духовную неразбуженность.

В следующей постановке «Даешь Европу!» Всеволод Мейерхольд задействовал Марию Бабанову в нескольких танцевальных эпизодах, в одном из них она сыграла вместе с партнершей и соперницей – Зинаидой Райх. В этом же спектакле сыграл роль молодой Эраст Гарин – будущая звезда советского кино. Но главной в этом спектакле снова была Бабанова – зритель ее боготворил.

Вскоре актриса выходит замуж за своего партнера по спектаклю «Даешь Европу!» Давида Липмана, который был без ума от своей возлюбленной и преклонялся перед ней.

Потом Мария Ивановна сыграла еще в нескольких постановках Театра Революции, после чего Райх поняла, что Бабанову пора «уходить» из театра. В «Учителе Бубусе» Файко главная роль предназначалась для Бабановой, но эта роль Стефки понравилась супруге Мейерхольда, и ее сопернице в итоге достался только эпизод.

В итоге Мария Бабанова уходит из Театра Революции и играет эпизоды в Театре Мейерхольда. Среди зрителей нового поколения она была по-прежнему популярна. Они видели в актрисе свой идеал – хрупкую девушку, в которой есть тайна.

Вместе с Зинаидой Райх они вместе играли в «Ревизоре» Мейерхольда, а потом были гастроли в Тбилиси, Ростове-на-Дону, в Харькове, где Бабановой все рукоплескали, приносили цветы и подарки.

В ответ на такую реакцию публики Всеволод Мейерхольд, чтобы не обидеть свою супругу Зинаиду Райх, отказался продолжать работу с Марией Ивановной Бабановой, которая мешала царить на сцене Райх. Лишь через много лет она простила Мастера.

Это было в 1972 году, через много лет после того, как Всеволод Эмильевич был уничтожен в застенках.

А после тех гастролей 1 сентября 1927 года Мария Бабанова вновь приходит в Театр Революции, где ради нее возобновляют постановки «Доходное место» и «Озеро Люль», Файко пишет для нее новую пьесу «Человек с портфелем». Оказалось, что актриса хорошо играет и без Мейерхольда. При этом, играет она также гениально.

Оцените статью
Мария Бабанова: соперничество с супругой Мейерхольда и запоздалое прощение
Мерзлые в жарком Сочи. Сокровища вывозили грузовиками. Идеальная пара — она ворует, он прикрывает. И Брежнев уже не тот