Княжну в волну: кого бросал Стенька Разин

Она умоляла его, но он не слушал. Даже невероятная южная красота этой девушки не трогала его больше. Летом 1669 года участь персидской княжны была решена – лихой казак Стенька Разин бросил ее в бурлящие воды. Об этом позже сложат песню, а историки засомневаются: а был ли этот исторический факт на самом деле? И кидал ли Разин княжну в волну?

Сил у персов было больше в три раза. И кораблей тоже! Однако в июле 1669 года возле Свиного острова (предположительно, это Сенги-Мугань в Каспийском море) Стенька Разин одержал победу над иноземцами. Из полусотни персидских судов (по другим данным, их было семьдесят) уцелели лишь три. Казаки захватили тридцать три пушки, а еще… сына и дочь главнокомандующего, Мамед-хана.

В историях такого рода часто подчеркивают – девушка была удивительно хороша. Впрочем, дочь столь важного человека вполне могла оказаться красавицей: у Мамед-хана была возможность взять в жены прекрасную женщину.

Имя сына главнокомандующего история сохранила: Шебалда или Шабын – все зависит от произношения. А вот как звали «персидскую княжну» — большой вопрос. Впрочем, для восточных держав это совсем неудивительно. Имена мальчиков тщательно записывали, а вот дочерей могли и не упоминать нигде. В любом случае, в руках у Стеньки Разина оказались весьма ценные пленники.

«Юношу он подарил господину Прозоровскому, — записал Ян Янсен Стрейс, голландский путешественник и автор книги «Три путешествия», — а княжну принудил стать своей любовницей».

Князь Семён Прозоровский, о котором написал голландец, был первым воеводой в Астрахани. И вот здесь заметная нестыковка – для Разина князь не был ни другом, ни соратником. Совсем наоборот! За пару лет до сражения у Свиного острова Прозоровский одержал победу над казачьим войском, которое попыталось атаковать вверенный ему город.

Зачем же Стеньке Разину отсылать к своему самому настоящему врагу такого важного заложника, как сын персидского главнокомандующего?

Другой путешественник, Людвиг Фабрициус, тоже оставил свои записи о происшествии, снабдив их множеством деталей: он упоминал о невероятной красоте пленницы, о том, что она провела рядом со Стенькой Разиным не меньше года, и даже успела подарить ему сына, которого отослали к монахам на воспитание. Легенда обрастала подробностями…

А дальше – очень любопытно. Якобы в один момент захмелевший казак решил избавиться от княжны:

«Обратившись к Волге он сказал: «Ты прекрасна, река… я до сих пор ничего не принес в жертву тебе… Я не хочу быть неблагодарным!» и схватил княжну за ноги, и бросил ее в реку».

В песне «Из-за острова на стрежень» все выглядит чуть иначе, чем в записях Яна Стрейса. Да и создана она была несколько веков спустя:

Позади их слышен ропот:

«Нас на бабу променял»,

Только ночь с ней провозжался

Сам наутро бабой стал.

Этот ропот и насмешки

Слышит грозный атаман,

И могучею рукою

Обнял персиянки стан.

Песню написал во второй половине XIX века Дмитрий Садовников, поэт и большой знаток русской истории. Она мигом стала настолько популярной, что ее ошибочно принимают за народную. Впрочем, нравилась она не всем: «Пошлая и разгульная», — вынес свой вердикт Иван Бунин.

А историки дискутируют: княжну в волну – кого все-таки бросал Стенька Разин? И было ли это на самом деле? Ведь известно, что сын Мамед-хана со временем вернулся домой. Ни о какой сестре он никогда не упоминал. Или не ведал, что с ней стало? Или старался забыть о стыде – знатная персиянка оказалась наложницей казака?

Так что вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Есть основание считать, что красавица-пленница – это всего лишь плод воображения. Придумали ее для красного словца, и прижилось. С другой стороны – у многих невероятных историй бывает реальная подоплека.

Так что вполне могла оказаться у казачьего атмана пленная персиянка. А вот про волну добавили его недруги, чтобы придать образу больше кровожадности.

Жизнь Стеньки Разина была недолгой – его выдали воеводам, потом долго допрашивали, и, наконец, он был четвертован в Москве на Красной площади. И все-таки о нем, как о народном герое, вспоминали еще много веков.

Оцените статью