Губительное свойство красоты — слава, тюрьма и сума Татьяны Окуневской

Зрители запомнили её красивой и улыбчивой. Многим видевшим актрису на экране женщина казалась независимой и жизнестойкой. Но те, кому были известны все трагедии её жизни, понимали, как сложно актрисе играть в беззаботную красавицу.

Татьяна Кирилловна Окуневская родилась в 1914 в Москве в семье полицейского пристава царской России. С детских лет она меняла школы, место жительства, поскольку в её документах отец значился как неблагонадёжный: в годы Гражданской войны он был на стороне белогвардейского движения.

В старших классах школы она посещала курсы чертёжниц, чтобы поступить в архитектурный институт. Но детей «врагов народа» в вузы не принимали. А потому Татьяна устроилась вольнослушательницей в заветный вуз, и то по протекции одного известного архитектора. Но на первом курсе учёбу пришлось бросить, потому что судьба сделала резкий вираж и круто поменяла планы девушки.

Однажды на улице её остановили двое мужчин, оказавшихся помощниками режиссёра, и предложили принять участие в съёмках фильма. Роль в картине «Дела и люди» (1932) была совсем незначительная — её имя даже не указали в титрах, — но на выданный гонорар новоиспечённая актриса около полугода содержала всё семейство. И Татьяна поняла, что не архитектура станет главным делом её жизни.

Там же, на киностудии, 18-летняя девушка встретила свою любовь. Её первым мужем стал 27-летний кинорежиссёр Дмитрий Варламов. Но девушка по-другому представляла себе семейную жизнь. А потому не стала терпеть загулов и измен молодого супруга и спустя три года вернулась в отчий дом. Правда, уже с двухлетней дочерью Ингой.

А в 1934 году начинаю­щий режиссер Михаил Ромм пригласил её сыграть молодую жену фабриканта в его картине «Пышка». Эта роль открыла актрисе дорогу в кинематограф: её заметили режиссёры. Спустя пару месяцев после выхода «Пышки» на экраны она уже снималась в главной роли в картине «Горячие денечки».

Её роль студентки сельхозтехникума Тони Жуковой, исполнившей в картине песню «На твоём пути», покорила прославленного режиссёра Николая Охлопкова, который сразу предложил талантливой актрисе место в своём Реалисти­ческом театре.

В её театральном репертуаре была Наташа из пьесы Горького «На дне». Она играла в «Трактирщице», «Железном потоке»… Достаток и покой поселились в семье Окуневских.

А в 1937 арестовали отца и вскоре расстреляли на Ваганьковском кладбище возле заранее вырытой могилы. Но родным об этом станет известно лишь через 20 лет. А в этот момент Окуневская была уволена из театра и снята со съёмок нового фильма. Но это ещё не было самым страшным. Настоящие испытания ждали актрису впереди.

В популярную экранную красавицу влюблялись многие известные мужчины: режиссёры, поэты, музыканты. Она же решила соединить свою судьбу в 1938 с преуспе­вающим писателем — 30-летним Борисом Горбатовым. В нём она искала защиту и спасение.

И в 1940 году Окуневская снова возвращается к съёмкам: ей предлагают роль Панночки в «Майской ночи». В 1941 в паре с Петром Алейниковым она работает в картине «Александр Пархоменко». А в 1943 становится членом труппы Театра Ленин­ского комсомола.

Экранной сексапильностью актриса привлекла не только ещё больше поклонников, но и внимание самого главного почитателя красивых женщин страны Лаврентия Берии. В декабре 1945 года, когда Горбатову как журналисту пришлось уехать на Нюрнбергский процесс, Берия убедил его супругу в необходимости выступить перед верховным главнокомандующим.

Сама она так описала тот день:

В 1946 году Окуневская как одна из красивейших актрис принимала участие в заграничном турне.

В Югославии — после демонстрации картины с участием актрисы «Ночь над Белградом» — её принимали особенно радушно. Руководитель страны Иосип Броз Тито устроил приём в её честь. А потом предлагал красавице навсегда остаться в Хорватии, обещал по­строить для нее киностудию, собирался взять в жёны. Но она не смогла остаться.

А потом каждый раз после спектакля «Сирано де Бержерак» из югославского посольства ей прино­сили корзину черных роз.

Когда мар­шал Югославии решил пригласить в Белград с гастролями Театр Ленком, надеясь на встречу с Окуневской, компетентные органы её в составе труппы не отпустили.

Корзины с розами к ней в театр носил югославский посол Владо Попович. С ним у актрисы случились серьёзные отношения.

Влюблён был в актрису и министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Но на его притязания во время приёма в гостинице «Москва» она ответила пощёчиной, не догадываясь, что за человек перед ней. А он запомнил.

Когда 13 ноября 1948 года Окуневскую пришли арестовывать, ордера ей не предъявили, зато показали записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».

В ходе следствия — с избиениями, унижениями — В Лефортово приехал Абакумов.

Она отправилась в казахский лагерь Джезказган — таких в её скитаниях будет всего пять. За пять лет лагерной эпопеи женщина не раз умирала от голода, один раз заглянула в глаза смерти с гнойным плевритом. Её посылали на самую изнурительную работу: она корчевала пни, резала торф, перетаскивала брёвна…

Но лагерные годы подарили Татьяне и единственную в её жизни любовь. С Алексеем, аккордионистом лагерной агитбригады, она повстречалась в Каргопольлаге. Он спас её от верной гибели, добившись перевода с общих работ в культмассовый сектор.

В это время законный супруг Татьяны Кирилловны, писатель Борис Горбатов, отрёкся от неё, вскоре вступив в новый брак с актрисой театра Н. Архиповой. (Возможно, с целью самосохранения). Татьяна сочтёт это предательством. Правда, брак его окажется недолгим, и в 1954 году 42-летний писатель не переживёт инсульта.

После своего освобождения она узнает из газет о его безвременном уходе и не испытает по этому поводу никаких чувств.

А лагерный аккордионист Алексей в середине 50-х освободится из мест отбывания ссылки, вернётся в родной город Тарту и вскоре там умрёт от туберкулёза. Татьяна до конца дней будет ездить на его могилу.

Актриса после своего освобождения в 1954 поселилась на Арбате у дочери, которая уже была замужем, и стала работать в Театре Ленинского комсомола. Правда, на второстепенных ролях. А вскоре и вовсе пришлось уволиться. Как считала актриса, это было сделано с подачи её давнего недруга и друга Горбатова Константина Симонова.

С кинематографом тоже не сложилось. В 1956 ей предложили отрицательную роль в «Ночном патруле», которая не упрочила её славу. Как и картина 1965 года «Звезда балета».

Окуневская ещё дважды пыталась устроить личное счастье, в том числе с известным советским Остапом Бендером — Арчилом Гомиашвили, который был моложе её на 12 лет. Они обвенчались в Мцхетском соборе, и Татьяна плакала от счастья. Почему не сложилась супружеская жизнь — неизвестно. Но после расставания они остались добрыми друзьями.

В 90-х Татьяна Окуневская опубликовала книгу мемуаров «Татьянин день», которая в магазинах сразу стала пользоваться большим спросом. Правда, дочь актрисы Инга утверждала, что в произведении многое выдумано. Как знать? Но после этого в жизнь актрисы вернулась популярность и она стала снова востребована в кино.

Даже когда женщине было уже за 80, она оставалась в прекрасной физической форме, блистала остротой ума и не оставалась без поклонников.

Считая, что актриса должна всегда красиво выглядеть, Татьяна Кирилловна в 85 лет решилась на повторную подтяжку лица (первая была предпринята в 60-летнем возрасте). Во время операции ей занесли инфекцию, после чего Татьяне пришлось два года бороться с онкологией.

Но безуспешно. 88-летнюю актрису по её просьбе похоронили на Ваганьковском кладбище – рядом с тем местом, где в 1937 году был расстрелян её отец.

Оцените статью
Губительное свойство красоты — слава, тюрьма и сума Татьяны Окуневской
Бегом от монстра