Талант не зависит от черт лица — но приёмные комиссии в институтах актёрского мастерства называли их внешность «характерной», а сами артистки в интервью выбирали и более эмоциональные эпитеты.
Инна Чурикова
Инна Чурикова уже в детстве знала, что хочет быть актрисой. Эмоциональная и активная девочка была в центре всех родительский застолий и школьных мероприятий. Первая попытка подать документы в театральное училище провалилась – девушку высмеяли за внешность. Инна не отчаялась и отправилась в театральное училище имени Щепкина. Большеглазая абитуриентка с нестандартной внешностью поразила педагога Вениамина Цыганкова.
После вступительного экзамена он не сдержал эмоций, сказав об Инне: «Она или дура, или гений».
Но решился взять Чурикову на свой курс – и не прогадал: она окончила институт с красным дипломом. «Наверно, и то и другое», — вспоминала слова Цыганкова много лет спустя народная артистка СССР.
После одной из первых ролей в кино – Марфуши в «Морозко» — Чурикова всерьез хотела сменить профессию, поскольку показалась себе на экране ужасно некрасивой. К счастью для многих поколений зрителей, Инну заметил в театральной роли Бабы Яги режиссер Глеб Панфилов.
Пробы на фильм «В огне брода нет» принесли Чуриковой роль – и любовь на всю жизнь. Супруги счастливы вместе более 50 лет, а режиссер не устает повторять: «Я не знаю ничего прекраснее ее лица».
Лия Ахеджакова
Лия Ахеджакова росла в семье режиссера и актрисы. Мечты об артистической карьере разбивались при взгляде в зеркало – девушка видела в нем маленькую, худощавую фигурку с мелкими чертами лица. Лия поступила в Институт цветных металлов и золота – чтобы через полтора года уйти из него в ГИТИС. После театрального института артистке долго доставались роли травести, что не давало возможности реализовать драматический талант.
Ситуацию изменил переход Ахеджаковой в «Современник», где она начала играть главные роли – и встреча с Эльдаром Рязановым. Ее Верочка из «Служебного романа» стала культовым персонажем.
Одна из любимых актрис режиссера вспоминает его с благодарностью и нежностью. Лия Меджидовна рассказывала, что съемки в «Старых клячах» буквально спасли ее после смерти матери, не позволив уйти в депрессию. В последних картинах мэтра Ахеджакова не появилась, но неизменно поясняла: «мы с Эльдаром Александровичем очень нежно относимся друг к другу». Лия Ахеджакова и в 84 года успешно играет в театре и бесстрашно выражает свою гражданскую позицию.
Екатерина Васильева
Екатерина Васильева покорила педагогов ВГИКа ярким дарованием и поступила с первой попытки. Высокая харизматичная студентка быстро стала звездой курса во ВГИКе. Годы спустя режиссер Сергей Соловьев вспоминал сокурсницу как раскованную неотразимую девушку – после пяти минут общения с Екатериной никто не замечал несоответствия ее лица классическим канонам красоты. Пани Эльжбета из «Кабачка «13 стульев», мадам Анаис Бопертюи из «Соломенной шляпки», Кира Шемаханская в «Чародеях» — каждая роль Екатерины Васильевой запоминалась зрителям надолго.
А в 1993 году знаменитая актриса поразила поклонников: уволилась из театра и ушла послушницей в Толгский монастырь. Через три года Екатерина вернулась к работе, но до сих пор испрашивает благословения духовника на каждую новую роль. Единственный сын Васильевой стал священником и воспитывает семерых детей – вот только со старшим внуком от актрисы Елены Кориковой ни сама актриса, ни ее сын Дмитрий не общаются.
Алиса Фрейндлих
Обаятельная и харизматичная Алиса Фрейндлих надолго стала для зрителей заложницей роли «Нашей мымры» из «Служебного романа». Талантливо созданный артисткой образ «синего чулка» Людмилы Прокофьевны в восприятии многих слился с нею самой. Тем не менее, до 40 лет Фрейндлих оставалась театральной актрисой. В кино к тому времени Алиса Бруновна сыграла чуть более десятка ролей, включая озвучивание Голубого щенка в одноименном мультфильме.
«Служебный роман» принес Алисе Бруновне звание лучшей актрисы года и многочисленные предложения режиссеров. Роль Анны Австрийской в «Трех мушкетерах» критики называют одной из лучших в карьере актрисы. Сейчас Алиса Фрейндлих продолжает играть в театре, а в 2017 году на экраны вышел фильм «Карп отмороженный», где она сыграла главную роль.
Ольга Волкова
Народная артистка России Ольга Волкова запомнилась зрителям по роли брошенной сыновьями пенсионерки Кати в «Небесах обетованных» Эльдара Рязанова. Актриса никогда не была замешана в громких скандалах – ее расставания с мужьями и новые браки практически не находили отражения в прессе. Необычная внешность Ольги не помешала артистке стать популярной.
«В детстве ее увидела — обомлела от несимметричности ее лица. Только с возрастом оценила», — поделилась одна из поклонниц актрисы. Даже в небольших ролях второго плана Ольга Волкова неизменно убедительна и органична.
Ирина Муравьева
Ирина Муравьева в 70-80е годы стала одной из самых популярных и востребованных актрис. «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная» — каждая новая ее роль становилась звездной. Трудно представить, что Ирина далеко не сразу поверила в себя. «Комплекс неполноценности очень долго был. Что я очень страшная, замуж точно не выйду. Я просто хотела играть в театре. О кино даже не думала никогда», — вспоминала народная артистка России.
К сорока годам, уже добившись громкой славы, Муравьева пережила серьезный творческий кризис:
«Я хотела закончить с театром и искусством… Я не реализовываюсь, не нравлюсь ни себе, никому. Все плохо, все ужасно. Все кино уже позади, и вообще все позади», — признавалась актриса. К радости зрителей, Ирине Вадимовне удалось победить депрессию и вернуться на сцену. Личная жизнь актрисы также сложилась удачно – она была счастлива с режиссером Леонидом Эйдлиным более сорока лет, до его ухода из жизни в 2014 году.
Татьяна Васильева
Сложно поверить, что Татьяна Васильева решила стать актрисой, считая себя некрасивой и никчемной: «Это было бегство от себя, от своего несовершенства, от того, что я ничего не могу, ничего из себя не представляю. Я не должна была быть актрисой ни по каким показателям: Я некрасивая, я была кривая, косая, с большим размером ноги, очень крупная, очень неподвижная, зажатая, стеснительная», — рассказала она в одной из телепередач.
Сейчас на счету артистки более 100 фильмов и телеспектаклей. 74-летняя Васильева активно гастролирует, ежедневно посещает тренажерный зал и охотно демонстрирует подтянутую фигуру в бикини. Иногда ее упрекают за то, что в 90-е годы снялась во многих малохудожественных фильмах. Артистка невозмутимо отвечает, что ей нужно было содержать двоих детей, и любая работа была лучше нищеты.
Галина Петрова
Одна из ведущих актрис «Современника» Галина Петрова выросла в Тамбове. Еще в детстве Галя услышала слова бабушки: «Галка-то наша всё страшнее и страшнее становится». Девочка долго переживала – ее не утешила оговорка «Зато ты обаятельная». На школьных балах Галину почти никогда не приглашали танцевать. Тем не менее, девушка твердо решила стать актрисой.
Ее первая попытка провалилась: ни в одном из театральных институтов Петрова не прошла дальше второго тура. Через год она поступила в ГИТИС, а затем пришла в «Современник», где служит уже свыше 40 лет. Галина Леонидовна востребована кинорежиссерами – на ее счету более 140 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Зонтик для новобрачных», «Большая любовь», «Ранетки», «Вдовий пароход».
Татьяна Пельтцер
Советские зрители не помнили Татьяну Пельтцер молодой. Известность пришла к актрисе в зрелом возрасте. Татьяне Ивановне было почти 50 лет, когда на экраны вышли «Свадьба с приданым», «Укротительница тигров», «Большая семья» и «Аттестат зрелости».
После этого Пельтцер снялась почти в 90 фильмах и телеспектаклях, получив неофициальное звание «Всесоюзной тетушки, матери и бабушки». Каждая роль Татьяны Ивановны становилась маленьким шедевром – так, в культовой картине Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» актриса сумела создать образ двуличной и страшной бабушки главного героя, сыгравшей немалую роль в трагической развязке сюжета.
Фаина Раневская
Фаина Раневская прославилась не только ярким актерским дарованием, но и неподражаемым сарказмом. Едкие афористичные высказывания актрисы цитируются и переиздаются до сих пор – при том, что со дня ее смерти прошло 36 лет. Лолита Милявская в 2018 году выпустила клип, названный в честь Фаины Георгиевны, в котором есть такие строки: «Как Раневская играла, я бы так же не смогла». На могиле актрисы всегда лежат живые цветы – дар поклонников ее таланта.
Фаине Георгиевне почти не досталось главных ролей в кино – но даже самую небольшую работу Раневская умела возвести в ранг шедевра.
Экономка Маргарита Львовна из «Весны», Ляля из «Подкидыша», бабушка из детской картины «Слон и веревочка» стали любимицами зрителей. Тем не менее, в жизни Раневская была очень одинока. Глядя на букеты поклонников и слушая их овации, она резюмировала: «Столько любви, а в аптеку сходить некому». Последние годы жизни единственным утешением Фаины Георгиевны был подобранный на улице пес Мальчик.