Для миллионов зрителей он до сих пор остается Гербертом из «Зимней вишни» – безупречным героем, красавцем-мужчиной, «немного иностранцем», интеллигентом с аристократическими манерами. По нему вздыхали миллионы зрительниц во всем СССР, а сам актер всегда тяготился своим экранным имиджем, навязанным ему режиссерами.
Почему амплуа, которое прославило его на всю страну, вызывало у него оскомину, и пользовался ли он плодами своей невероятной популярности у женщин – далее в обзоре.
Как слесарь-битломан стал кинозвездой благодаря Вии Артмане
Ивар вырос в Риге в многодетной семье, где кроме него было еще трое детей. Мать занималась их воспитанием и вела домашнее хозяйство, отец работал автомехаником. А Ивар с детских лет мечтал о сцене, занимался музыкой, учился играть на мандолине в кружке Дома культуры. Семья жила очень скромно, и когда Ивару не было еще и 14, он решил помогать родителям. Отец устроил его учеником слесаря, и он работал по 4 часа в день. Позже занимался ремонтом вычислительной техники. При этом занятия музыкой не оставил. На свою первую зарплату он купил гитару. Играл вместе с другими музыкантами на улицах, в старших классах начал выступать в рок-группах. Как и многие его ровесники, он был битломаном, носил длинные волосы, щеголял в брюках-клеш и выступал на дискотеках и на музыкальных фестивалях в Риге и в Юрмале.
После школы Ивар поступил на театральный факультет Латвийской государственной консерватории и еще во время учебы стал актером Художественного академического театра им. Яниса Райниса. В 24 года Калныньш начал сниматься в кино, но его первые роли вряд ли запомнились зрителям.
Поначалу его доходы в театре и кино не позволяли обеспечивать семью, и актер собрал ансамбль из коллег по театру и начал выступать в колхозных клубах. «В теплице выступали, да… в конюшнях, где только можно», – вспоминал артист.
Первый громкий успех пришел к нему в 30 лет, когда актер сыграл главную роль в фильме «Театр», где его партнершей по съемочной площадке стала знаменитая Вия Артмане. До этого он уже выступал с ней вместе в театре, и она одобрила выбор его кандидатуры. Для Ивара эта роль стала и судьбоносной, и роковой одновременно: именно с «Театра» начался его триумфальный путь в кино, но еще с тех пор за ним закрепилось амплуа романтического героя-любовника, и за рамки этого образа актер потом не мог выйти долгие годы.
От этой славы у него было двоякое ощущение, он говорил: «Конечно, после такого яркого фильма, который запомнился зрителям, есть опасность, что не оторвешь ту этикетку, которую на тебя приклеили. И я чувствовал такую опасность когда-то. Сейчас-то уже смирился, а вот раньше, честно скажу, обидно было. У многих почему-то сложилось впечатление, что я чуть ли не спать ложусь в смокинге с бабочкой». Ни актеры, ни зрители не хотели видеть его в других ролях и отождествляли актера с его экранными ловеласами. Пик его популярности и востребованности пришелся на середину 1980-х гг., когда на экраны вышла «Зимняя вишня», где актер предстал все в том же амплуа идеального красавца-мужчины.
Надоевшее амплуа
Позже Калныньш признавался: «Это амплуа меня буквально преследовало и в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в нескольких салонных историях: «Сильве», «Зимней вишне». Мне стали предлагать похожие роли какое-то время… я даже испугался, думаю: «Только такие салонные истории буду играть, тогда как надо бы что-то такое яркое сделать в другом жанре». Но, слава Богу, я смог оторвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в каретах. Сыграл более чем в 70 фильмах – мелодрамах, боевиках, детективах, даже комедиях».
Тем не менее спектр его ролей был ограничен. Конечно, во времена СССР чаще всего ему доставались роли иностранцев, как и многим прибалтийским актерам. Но в случае с Иваром Калныншем причиной был не только акцент, но и манера держаться и преподносить себя. Большинство режиссеров эксплуатировали его яркую внешность, и спустя годы актер говорил, что «по-настоящему большого кино» в его жизни так и не случилось.
У Ивара Калныньша всего было невероятное количество поклонниц. Его забрасывали письмами, с ним искали встреч. Но за кадром актер не был похож на своих героев и никогда не слыл ловеласом. После выхода каждого нового фильма ему приписывали роман с партнершей, но служебных романов у него на самом деле не было. Калныньш был женат трижды. С первой женой прожил в браке 20 лет, со второй – 7, с третьей остается вместе уже больше 20 лет. По его словам, их чувства до сих пор не остыли, они устраивают друг другу романтические ужины и продолжают признаваться в любви.
Герой-любовник за кадром
Увлечения у актера тоже совсем не светские и не гламурные: он сам построил дом на своем загородном участке в 26 соток, сам занимается садом и огородом, выращивает яблоки, огурцы, смородину и крыжовник. В наши дни он снимается меньше, но и после 70 лет не собирается уходить из профессии. Сегодня Ивар Калныньш занят в 3-х антрепризных спектаклях, время от времени появляется в фильмах и сериалах. Он говорит: «Сейчас предложений в кино меньше. В моем возрасте многое из того, что хочется сыграть, уже поздно. Но предложения есть, и в основном это сериалы. Не могу сказать, что от всех я в восторге, но не люблю сидеть без дела, поэтому снимаюсь. А еще я несколько песен записал, можно в сети их найти».
Кроме того, актер не оставил и увлечения экстремальными видами спорта, чем занимался с юности. Он до сих пор занимается подводным плаванием и катается на горных лыжах, а вот с парашютом больше не прыгает.
И все так же великолепно выглядит и сводит с ума тысячи поклонниц, хотя и признается, что любовные игры для него остались в далеком прошлом. Ивар Калныньш говорит: «Герой-любовник в 70 лет – это немного смешно, правда?.. На самом деле вряд ли я был героем-любовником и по жизни. Но если все уверены, то буду соглашаться. Я просто не вмешиваюсь в развитие этого фольклора, пусть развивается помимо меня. Слава богу, что кто-то считает меня героем-любовником».