Стопка квитанций в шкатулке пополнилась еще одной: знаменитый русский ученый Дмитрий Менделеев регулярно отправлял деньги в Японию. От сына он узнал, что в Токио воспитывается маленькая девочка, дочь танцовщицы Таки и Владимира Менделеева. И считал своим долгом после смерти сына поддерживать ребёнка. Таки была «временной женой». Во второй половине XIX века это явление считалось очень распространённым.
Дочери бедных японских крестьян оказывались в сложном положении: с определённого момента семьи отказывались их кормить. А выйти замуж без приданого было невозможно. Некоторые отправлялись в города, чтобы попытаться найти работу. Другие за гроши нанимались на фермы. А третьи… становились «временными жёнами». Иногда собственные родители отправляли девочек, не достигших тринадцати лет, в «мусумэ».
Попадали в мусумэ только дети бедняков: крестьян или разорившихся ремесленников. Остальные поглядывали на них свысока. О кандидатке во «временные жёны» быстро становилось известно распорядительнице – бойкой даме, которая подбирала подходящих девушек. Затем она лично знакомилась с претенденткой, озвучивала сумму контракта, и отправлялась «улаживать дела».
Временными жёнами они были только для иностранцев. Чаще всего – для моряков.
«Контракт заключали на срок от одного до трех лет, в зависимости от того, сколько времени находилось военное судно в водах Японии», — писал в «Книге воспоминаний» Великий князь Александр Михайлович. В 1886 году он стал офицером бронепалубного корвета «Рында». Корабль делал остановку в японском Нагасаки, где у великого князя появилась и своя мусумэ.
В городе на острове Кюсю, в пригороде Инасу, находилась настоящая «русская деревня» — в разное время, начиная с 1870-х, там жили около шести сотен подданных Российской империи. Услуги «временных жён» были очень востребованы, да и японская сторона охотно поставляла кандидаток – по договору платили им от десяти до пятнадцати долларов в месяц.
Кроме того, для мусумэ снимали жилье, нанимали прислугу, оплачивали рикшу, если требовалось. Многие девушки умудрялись быстро скопить себе приданое, и впоследствии благополучно выходили замуж.
Договор с «временными жёнами» не приравнивался к браку. Поэтому, если рождались дети, всё зависело от честности и благородства родителей. Така Хидэсима, родившая 28 февраля 1893 года дочь от Владимира Менделеева, после завершения контракта с грустью писала ему:
«Я заложила своё кольцо… заняла у знакомых… В Японии при рождении ребёнка устраивают праздник, но я не могу этого сделать».
Ответных писем Владимира не сохранилось, поэтому точно нельзя сказать, участвовал ли он в судьбе девочки, названной Офудзи. А вот «дедушка», русский химик Дмитрий Менделеев, ещё с 1894 года начал пересылать деньги для Таки и малышки. По воспоминаниям его дочери Ольги, делал он это каждый месяц. Продолжил и в 1898-м, когда не стало Владимира.
Сложно сказать, как в дальнейшем сложилась судьба «японских Менделеевых». По некоторым сведениям, мать и дочь погибли во время землетрясения в Токио, 1 сентября 1923-го. Фото Таки и ребёнка передала Борису Ржонсницкому дочь Менделеева, и сейчас оно хранится в музее-архиве учёного.
Не прошёл мимо истории со «временными жёнами» писатель Валентин Пикуль. В его произведении «Три возраста Окини-сан» рассказывается похожая история: мичман Коковцев в том же Нагасаки, завёл себе мусумэ, Окини. Родился ребенок, сын Иитиро, о котором Коковцев узнает уже несколько лет спустя, на родине. На тот момент мичман уже состоит в законном браке, и воспитывает трех сыновей…
Есть явные параллели и в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Правда, героиня там – гейша, а не мусумэ. И брак с американским лейтенантом Пинкертоном она воспринимает как самый настоящий, «не по контракту» (что и стало причиной последующих печальных событий). Любопытно, но действие тоже перенесено в Нагасаки.
Правда, версия Пуччини выглядит чуть-чуть наигранной: в начале двадцатого века, в Японии, редкая девушка поверила бы в реальность брачного союза с иностранцем. О «временных жёнах» было хорошо известно всем.
К контракту относились очень серьёзно: ни флирта мусумэ с посторонними, ни, тем более, других нарушений. С мужской стороны требовалось не только обеспечение, но еще защита и уважение. Но по истечению срока договора никаких претензий друг к другу предъявить было нельзя. Даже наличие ребёнка не позволяло обратиться за материальной помощью – всё только на добровольных началах.
Упоминания о «временных жёнах» в Японии завершаются к 1905-му году. Правда, брак на короткий, обговорённый двумя сторонами срок, это вовсе не изобретение жителей островов. Были подобные отношения у шиитов в Иране.
Правда, там имелось существенное отличие: права женщины в таком союзе приравнивались к правам обычной жены. И даже дети её считались законными. По одной из трактовок, появился такой обычай ещё в VII веке. Кстати, в некоторых местностях нашей планеты временный брак применяется по сей день.