В ней не было ни капли русской крови, но она по праву считается великой русской актрисой. Ольга Шульц была дочерью обрусевшего немца и француженки. Закончив гимназию с золотой медалью, Ольга раздумывала о дальнейшем пути в жизни. Отец мечтал, чтобы она стала юристом. Но Ольга колебалась и искала свой путь.
Ухаживала за раненными в госпитале в Первую мировую войну, играла в любительских спектаклях. Ее выступление на сцене было замечено, Ольгу пригласили на прослушивание к актрисе МХАТа Гликерии Федотовой. По рекомендации актрисы Ольгу Шульц приняли в театр Корша, взяли в виде исключения, девушка оказалась талантлива сверх меры. Параллельно Ольга постигала актерское мастерство, играя на сцене драматического театра им. Шаляпина, где исполнила роль Флоретты в пьесе «Спичка между двух огней».
Посмотрев ее работу, руководители второй студии МХАТа Вахтанг Мечделов и Николай Баталов зачислили ее в школу студии, параллельно дав возможность выступать на сцене прославленного театра.
А вскоре Николай Баталов сделал предложение очаровательной молодой актрисе, его пленяла ее белозубая улыбка, сердечное отношение, изысканные манеры. В память о брате, погибшем в Гражданскую, Ольга взяла псевдоним Андровская.
Константин Станиславский очень серьезно подходил к подготовке молодых артистов. Все должны были владеть его методом, играть на сцене роли и маленькие, и большие с одинаковым пылом и усердием, любить театр. На сцене блистали «старики» — еще в силе, в ореоле славы. Блистала Ольга Книппер-Чехова, Клавдия Еланская, Алла Тарасова, первые шаги на сцене делали Нина Ольшевская, Ангелина Степанова, Софья Пилявская. Андровская сразу влилась в театральный коллектив.
Она великолепно справилась с ролью Софьи в «Горе от ума», ее партнером, Фамусовым, был сам Станиславский. Следующей удачной ролью была Сюзанна в «Женитьбе Фигаро». Она так играла, что Станиславский как-то сказал ей после спектакля: «Прелесть моя! В » Комеди Франсез» такой актрисы нет». А волшебным Фигаро был ее муж, Николай Баталов.
Этот спектакль шел на сцене театра до начала 50-х годов.
Далее последовали роли в спектакле «Реклама», «Гроза», «Любовь Яровая», «Таланты и поклонники».
В 1936-м супруг Ольги, Николай Баталов, заболел простудой в ходе работы над съемками в кинокартине «Аэлита». Вскоре недуг перерос в туберкулез. Ольга часто выезжала с супругом в Италию, там был более мягкий климат и уход. Через год известный актер скоропостижно ушел из жизни. Актриса осталась одна с дочерью. Больше она никогда не выходила замуж.
Друзья очень ценили свою Лелю — так звали Андровскую близкие. Она была отзывчивым и добрым человеком, никогда не капризничала. Софья Пилявская вспоминала, что Андровская никогда не щеголяла туалетами, как некоторые актрисы, была одета, как и большинство театральных «стариков» сдержанно и элегантно.
В 1938 году актрису пригласили на съемки водевиля «Медведь», где она незабываемо сыграла роль помещицы Потаповой в дуэте с Михаилом Жаровым. Андровская прославилась на всю страну и радостно приняла приглашение на съемки фильма «Человек в футляре», однако этой работой осталась недовольна.
Война застала Ольгу в Минске на гастролях, с большим трудом из- под обстрелов артистам удалось уехать в Москву. Вскоре театр был эвакуирован сначала в Саратов, а потом в Свердловск. Андровская часто выезжала в составе концертной бригады на фронт. Вернулись артисты в стены родного театра в 1943 году. Тогда же Ольгу пригласили в кино в фильм «Юбилей». К этому моменту она была уже зрелой актрисой, настоящим мастером, которому подвластны одинаково и трагедийный и комедийный жанр.
Она была неподражаемой в дуэте с Михаилом Яншиным в спектакле «Школа злословия». Специально для роли леди Тизл Андровская выучилась играть на арфе, а Яншин — на флейте. По счастью, этот спектакль был снят на пленку и мы можем наслаждаться игрой двух великолепных актеров в наши дни. Несмотря на возраст — актрисе на момент съемок было 54 года — Андровская блистает.
Пятидесятые годы принесли новые роли — актриса сыграла в спектаклях «Беспокойная старость»; «Идеальный муж», «Дворянское гнездо»; «Поздняя любовь»; «Залп Авроры»; «Чайка»; «Плоды просвещения».
В шестидесятых она исполнила роли в постановках «Возмездие»; «Село Степанчиково и его обитатели»; «Ревизор»; «Над Днепром»; «Осенний сад». Многие спектакли были не очень успешными и быстро сошли со сцены. Андровская так писала о своем творчестве в письме балерине Татьяне Вечесловой, с которой была дружна: «В театре для меня наступил скучный период — ничего интересного я не играю».
В семидесятых актриса стала много болеть — онкология. На сцену в легендарном спектакле «Соло для часов с боем» она приезжала из больницы. Как вспоминает Ирина Мирошниченко, в первые минуты в гримерку к Андровской страшно было заходить. А потом, когда она наносила грим, надевала костюм и парик и настраивалась на спектакль, она снова была прежней доброжелательной и лучистой Ольгой.
Из-за проведенных операций на груди актрисе трудно было поднимать руки, но она движениями одних кистей смогла изобразить танцующую пани Конти. Когда Андровская играла в своем последнем спектакле, в этой сцене танца весь зал встал.
Дочь Ольги Андровской, Светлана Баталова, тоже стала актрисой, но она не унаследовала талант матери. Племянник актрисы Алексей Баталов стал всенародно любимым и невероятно талантливым артистом. Ни Светлана, ни Алексей друг с другом не общались…
«Вот, мой драгоценный, любимый ребенок, — сегодня прибавился еще один год моей жизни. И так захотелось, чтобы ты была рядом, вот поэтому и решила – что буду тебе писать и вроде, как бы, с тобой говорить.
Не знаю, когда придет это письмо, может быть, 24-го, в день моего Ангела. Вспомни тогда, детка, обо мне. Всегда в детстве и в юности – праздновали мой день Ангела, я получала подарки, устраивали вечером фейерверк, и в его огнях – будущее казалось ярким и сказочным. Жизнь оказалась много суровее, сложнее, и огни фейерверка зажигаются в ней очень редко…»