Сенные девушки: всегда готовы услужить

Две или три девушки всегда дежурили в сенях: а вдруг что понадобится? Барыня могла кликнуть в любой момент. Что-то принести, убрать, доставить записку, подмести пол или сбегать за цветами – всё это было задачей сенных девушек.

На любую просьбу следовало отвечать: «Да, барыня», иначе им легко было найти замену. Попасть в барский дом стремились все — это лучше, чем убирать пшеницу.

До 1861 года в России существовало крепостное право. Оформилось оно при Романовых, и точкой отсчёта принято считать «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича, от 1649 года. Но ещё раньше в русских землях существовало сословие холопов. Их положение было очень разным: одни были совершенно бесправны, вроде крепостных.

Другие имели чуть больше свободы. Сенные девушки – это явление из далёкого прошлого. Так называли молодых и расторопных служанок, которые всегда были начеку. Находились они в сенях, отсюда и их название. А сени – это помещение между крыльцом и жилой частью дома.

«Явилась Елена в богатом сарафане, — говорится в романе А. Толстого «Князь Серебряный», — сопровождаемая двумя сенными девушками».

Сенные девушки относились к разряду дворни, то есть, к тем крепостным или холопам, кто трудился непосредственно в доме. Но изрядно рассердив хозяев, можно было попасть и на работу в поле. Поэтому сенные старались услужить. Прежде всего, от них требовалось чёткое и быстрое исполнение приказа, так что в сенях держали, в основном, молодежь.

Но приказы бывали разными. Княгиня Александра Вяземская в начале XIX века заставила говорить о себе всю Москву. Дело в том, что у барыни было много своеобразных требований. Например, она передвигалась по дому не иначе, как по белым простыням.

Сенным девушкам нужно было обязательно расстилать выглаженную ткань перед княгиней, чтобы она сделала хоть шаг. Если Вяземской хотелось сесть, то стул следовало накрыть такой же белоснежной простыней.

А причёсывание и одевание могло занять половину дня! Потому что дотронуться до себя княгиня позволяла только в белых перчатках. Если сенная девушка забывала об этом, её немедленно отсылали прочь, а могли и наказать. Даже еду на подносе следовало нести в перчатках или, обмотав руки полотенцем. Чтобы никто не мог дотронуться до княжеской тарелки или чашки!

«Неси поднос так, чтобы держать его салфеткой… А то опять пойдет ссора. Ты хочешь, чтобы я ничего не ела, после тебя не стану даже пить, это противно, как ты подаёшь». – Требовала Вяземская, что прекрасно описал в своей книге Дмитрий Благово. Его бабушка, дворянка Елизавета Петровна Янькова, была лично знакома с княгиней.

Многие крепостные радовались, если их детей забирали в дом, ведь тогда был шанс, что ребёнок устроится чуть лучше, чем они сами. Действительно, из сыновей крестьян иногда получались художники и музыканты, а дочь какого-нибудь кузнеца, бегая по поручениям, могла приглянуться управляющему, выйти за него замуж и обрести свободу. Такие случаи встречались нередко.

Но трудились сенными только незамужние девушки. Потом их статус мог измениться – кто-то переходил на кухню, другие работали нянями (впрочем, дети часто находились под присмотром сенных). Если удалось обнаружить у девушки талант в швейном деле, хозяева могли поручить ей шить одежду для других крепостных. Забот в большом доме хватало. Иные пели песни и танцевали – для развлечения барыни или её гостей:

«Там его ожидали сенные девушки, с Палашкой во главе, и начиналось… с теми же прибаутками, нынче, как и вчера», (М.Е.Салтыков-Щедрин «Дневник провинциала в Петербурге», 1872 г.)

Никаких особых привилегий у сенных не было, разве что барыня могла наградить за хорошую работу. А могли и продать, если возникала надобность. Когда дела у хозяев шли не лучшим образом, первым делом сокращали дворовых.

Слово «сенная» некоторое время продолжали использовать, когда устройство быта уже сильно поменялось. И то не везде, а лишь там, где уклад оставался более патриархальным. В столице или в Москве молодые аристократки времен царствования Николая I и Александра II уже звали прислугу по-другому. На смену «сенным» пришли «горничные» и «камеристки». А в императорском дворце такого слова и вовсе нельзя было услышать.

Когда же крепостное право отменили, роль прислуги существенно поменялась. И её стало намного меньше. Поскольку с 1861 года платить за уборку и причёски приходилось из своего кармана, бывшие владельцы крепостных стали сокращать персонал. И «сенных», готовых в любой момент бежать исполнять приказ барина, уже мало кто держал.

 

Оцените статью