Княгиня не сдалась ордынцам

Белое покрывало слетело с её головы и быстрой птицей понеслось куда-то в сторону. Она не смотрела на него. Евпраксия Рязанская только крепче сжала ребенка. Нужно было решиться, сделать шаг вперед, а потом уже ничего не имело значения. Главное, чтобы княгиня не сдалась ордынцам. Этого нельзя было допустить.

Черниговский князь помнил обиду: четырнадцать лет назад на реке Калке не было рязанских дружин. Тогда, в 1223 году монгольским полчищам противостояли смоляне и киевляне, черниговцы и половцы. А вот князь Юрий Рязанский подкрепление не привел. В тот майский день победили монголы, и не меньше двенадцати князей и княжичей навсегда остались на поле.

Прошло время, и чингизиды задумали новый поход. Вскоре на рубежах Руси появились ордынцы, во главе с Батыем. Ни один историк не может точно сказать, каковым было их число – от 140 тысяч по версии персидского Радиш-ад-Дина до полумиллиона от итальянца Плано Карпини. Они сгруппировались у Воронежа, и настало время рязанцам просить о помощи. Два послания отправили к Юрию Владимирскому и Михаилу Черниговскому. Последний отказал сразу.

Федор Юрьевич, сын рязанского князя, пытался решить дело миром. Он лично направился в ставку Батыя, у реки Воронеж, чтобы попробовать договориться. Хотя бы об отсрочке – требовалось собрать силы.

Дома осталась его жена, прекрасная Евпраксия. Ее часто называют византийской принцессой, но это вряд ли соответствует истине. После того, как крестоносцы взяли в 1204 году Константинополь, образовалось Никейское царство. И правил в ту пору император Иоанн III Дука, у которого не было дочерей…

Да и у предшественника его, Феодора I, среди детей не нашли Евпраксию. Так что происхождение супруги рязанского князя покрыто мраком тайны. Она могла быть как дочерью знатного человека из рязанских земель, так и чужеземкой.

Но об одном известно точно – Евпраксия славилась красотой. И как раз по этой причине сорвалось мирное посольство Федора Юрьевича. Батый потребовал от князя… прислать в ставку его жену.

«Не годится нам, христианам, — ответил князь, — водить к тебе, нечестивому царю, жен своих».

Отказ Федора Юрьевича стоил ему жизни. А затем прозвучал приказ Батыя – доставить Евпраксию к нему.

С момента, как уехал ее муж, Евпраксия держала маленького княжича при себе. Заботясь о нем, отвлекалась от тревожных мыслей. Она ждала вестей, и они пришли очень быстро — о Фёдоре ей сообщил посланник самого Батыя. А затем на горизонте показались отряды ордынцев. Их трудно было с кем-то перепутать.

Евпраксия быстро приняла решение. Защищать город в ту пору было практически некому – свекор собирал силы в Муроме, муж остался в ставке Батыя. Убежать она бы не успела. Да и куда отправляться, если со всех сторон приходят вести о сонмах монгол? Спокойно ожидать их Евпраксия не стала — уже слышала, как поступают ордынцы на землях, которые покоряют.

Отправиться к Батыю? Стать его призом? Никогда. Поправив покрывало, под которым были уложены ее золотые косы, взяв сына на руки, она поднялась на самый верх своего терема. Или храма? Летописцы упоминают оба варианта.

«Благоверная княгиня Евпраксия, — говорится в «Повести о Николе Заразском, — стояше в превысоком храме своем и держа любезное свое чадо… И ринуся с превыского храма с князем Иваном на земли…»

Княгиня не сдалась ордынцам. Свекор узнал об этом несколько дней спустя, подходя к Рязани с коломенским и муромским князьями. 21 декабря 1237 года Юрий Рязанский сложил голову возле своей вотчины. Победу одержать не удалось.

Старая Рязань была огромным городом – восемь тысяч жителей на начало тринадцатого века. Батый не оставил от центра княжества камня на камне. Воевода Евпатий Коловрат нашел в родных местах «токмо пепел и пыль». На этом месте больше никогда не было города.

Современная Рязань – это город примерно в пятидесяти километрах от той, где происходили события 1237 года. Переяславль-Рязанский стал новой столицей княжества, а со временем принял имя Рязани. Там, где когда-то Евпраксия сделала свой выбор, остались груды камней, покрытые толщей земли. Археологи часто наведываются в те места, чтобы собрать по крупицам историю тринадцатого века.

Оцените статью
Княгиня не сдалась ордынцам
Не стало Зинаиды Кириенко: молодой муж, смена отчества и лучшие роли