Римма Васильевна прожила долгую, трудную, не всегда радостную жизнь, помнила голодные военные годы, до конца жизни почитала хлеб, а самым вкусным лакомством считала сахар, сваренный мамой. Но она легко преодолевала любые тяготы и лишения, всегда жизнерадостная, улыбчивая, и энергичная, этакая бой-баба, какой привыкли видеть её на экране благодарные зрители.
Маркова поздно получила первую известность, ей было уже 42 года, когда она впервые снялась в главной роли в военной драме «Бабье царство» и получила за эту работу почётную награду международного кинофестиваля «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы». Она обожала свою работу, именно из-за этого распались два её брака – первый и третий мужья-иностранцы хотели, чтобы Римма оставила свою деятельность и посвятила себя семье.
Будущая актриса родилась в 1925 году в небольшом посёлке Самарской губернии, в семье театрального актёра и гримёрши, и вместе с младшим братом Леонидом с малых лет выходила на сцену, играла все детские роли в постановках.
После окончания войны, отучившись два года в студии при Вологодском драматическом театре, Римма отправилась в Москву, где была принята в труппу театра «Ленком». Театральная карьера актрисы сложилась удачно, ей сразу дали главную роль Фроси в спектакле «Вторая любовь», и она моментально стала знаменита среди столичных театралов.
А вот в кино Маркову не приглашали, все пробы, которые она проходила, постоянно отбраковывали – режиссёры не могли придумать, куда задействовать эту крупную, высокую, громогласную девушку. Наконец, в 1957 году ей доверили небольшой эпизод в производственной драме «Рядом с нами», и опять в течении 10 лет не было ни одного предложения.
Но в конце концов ей удалось пробиться и в кинематографе, заинтересовать режиссёров, добиться любви и признания зрителей. Римма Васильевна снималась очень много все 70-80-е годы, и даже в лихие 90-е у неё была работа, пусть и не так много, как раньше, но голодать не приходилось.
Она принимала предложения режиссёров и в начале нулевых, работала до 86 лет, потом уже здоровье не позволяло выдерживать такие нагрузки. Всего в фильмографии актрисы больше 100 кинопроектов, два десятка фильмов она озвучила, периодически принимала участие в цикле документальных фильмов, посвящённых коллегам «Чтобы помнили».
Личная жизнь актрисы была такая же насыщенная, как профессиональная – она трижды выходила замуж официально, а о фактических браках предпочитала не говорить. Вспоминала с улыбкой лишь об одном, случившимся после первого развода – она познакомилась с обаятельным ловеласом Борисом, с которым прожила несколько лет.
Он не скрывал от Риммы свои прошлые похождения, и признавался, что всех своих женщин называл Катьками, чтобы случайно не перепутать. И только для неё сделал исключение – звал исключительно по имени. Несмотря на безумную любовь, которую актриса испытывала к этому мужчине, она позже сама разошлась с ним, опасаясь повторить судьбу тех Катек.
Первым мужем Марковой стал красавец грек, с которым она познакомилась в Махачкале, когда приезжала навестить родителей, перебравшихся в этот город. Семён был лётчиком, влюбился без памяти в молоденькую актрису, ходил за ней по пятам, дарил букеты, приглашал на танцы. Она поддалась романтизму их встреч и приняла предложение выйти за него замуж.
Правда, не подумала при этом, что придётся оставить любимую работу и мотаться за мужем по городам и гарнизонам, а возможно даже, и по чужим странам. Их любовь выдержала испытание разлукой всего год, потом супруги решили развестись.
Второй раз Римма переступила порог ЗАГСа с пианистом Владимиром Никитиным, которого полюбила со всей силой своей широкой, страстной натуры. Актриса была словно в тумане, наделяла любимого такими качествами, которыми он вовсе не обладал, и никого не хотела слушать, хоть многие, в том числе и родной брат, пытались раскрыть ей глаза, образумить. Она была невероятно счастлива, радовалась налаживающемуся быту, семейной идиллии, а уж когда забеременела..
Через несколько месяцев счастливая беременная Римма застукала мужа с другой женщиной и так и не смогла простить измену. Они расстались, актриса одна растила свою дочку, знать не хотела бывшего мужа и сомневалась, что сможет теперь вообще доверять мужчинам, не верила, что хоть один из этих особей способен хранить верность.
Через несколько лет она сыграла свою знаковую роль в «Бабьем царстве» и в составе советской делегации отправилась представлять его на кинофестивале в Испании. Там и настигла её четвёртая большая любовь в лице настоящего барона, который тоже с первого взгляда влюбился в русскую женщину.
Хосе Гонсалес Мария Антонио старался ни на шаг не отходить от понравившейся актрисы, после просмотра фильма долго и восторженно хвалил её, трогательно ухаживал. А она очень испугалась сначала такого внимания – тогда все боялись КГБ и спецслужб, слухи ходили самые разные.
Когда русская группа собиралась уезжать, Хосе попросил у актрисы адрес, пообещав писать. Она нацарапала на клочке бумаги адрес и телефон, не веря, что он напишет хоть строчку. И каково же было удивление Риммы Васильевны, когда через неделю барон появился на её пороге с лучезарной улыбкой, букетом цветов и предложением руки и сердца. И опять она испугалась – подумала, что, если примет предложение, её заставят шпионить и стучать.
Но её опасения оказались напрасными, они поженились и обосновались в Москве, испанец не настаивал на переезде жены на свою родину, решил дать ей время, пока она сама не захочет. Они жили хорошо, единственное, что немного омрачало полное счастье, то, что дочь Татьяна не приняла маминого нового мужа и отказывалась попытаться наладить с ним отношения. Был и второй момент – Хосе Гонсалес ревновал свою жену чисто по-испански, со скандалами и прилюдным выяснением отношений.
Своенравной и свободолюбивой Римме это не нравилось, она стыдилась его бурного проявления чувств и постепенно в семье стали возникать ссоры. После особо продолжительной Хосе собрал чемоданчик и укатил на родину, никто его не останавливал и не отговаривал. Лишь лучшая подруга актрисы, коллега Нонна Мордюкова, потом без конца ей выговаривала: «Как же ты такого мужика упустила?!».
Больше Маркова замуж не выходила, не считала, что смена социального статуса может что-то изменить в отношениях мужчины и женщины. А даже если и изменит, то только в худшую сторону. Она навсегда осталась женой испанского подданного, формально супруги так и не развелись.
С тех пор в жизни актрисы были только дочь, внук, и работа, об отношениях с мужчинами она и думать забыла, не до этого было. Она дала Татьяне хорошее образование, девушка стала врачом-косметологом, вышла замуж, съехала от матери, родила сына Фёдора.
Последние годы жизни Маркова жила одна, старалась занять себя по максимуму, чтобы не чувствовать одиночества, даже занялась политикой и участвовала в предвыборном компании партии «Справедливая Россия».
А потом Римма Васильевна тяжело заболела. Сначала опухоль обнаружили на шее, но своевременное лечение дало хорошие результаты – болезнь отступила. А через несколько лет выскочила в другом месте, Маркова стала много времени проводить в больницах и переживала лишь об одном — не давали курить. Для неё, заядлой курильщицы, это было равносильно смерти — обычно она выкуривала по 8 сигарет за час непринуждённой беседы.
А потом она устала – так и сказала дочери перед уходом: «Я очень устала». Это были её последние слова – 15 января 2015 года актриса тихо ушла во сне, не дожив всего двух месяцев до своего 90-летия.
Похоронили Римму Васильевну на Николо-Архангельском кладбище рядом с мамой, Марковой Марией Петровной. Уже шесть лет прошло, как знаменитая актриса упокоилась с миром, а на её могиле до сих нет ни креста, ни памятника, даже портрет убрали. Только неравнодушные люди заходят иногда, приносят цветочки..