Казалось бы, история исполненная надежды и оптимизма, но на самом деле драматическая и страшная, демонстрирующая, как ломало людей отсутствие свободы.
Как все начиналось
Григорий родился в ноябре 1823 года в деревне Покровское (Тверская губерния). Отцом Григория стал крепостной крестьянин Василий Савельев. Фамилий у крепостных тогда не было, их заменяло имя родителя или прозвище.
Так, Григорий сперва звался Васильевым, а потом стал Сорокой. В честь птицы его прозвали за бойкий нрав.
Григорий и его родители принадлежали помещику Николаю Милюкову. Барин был предводителем дворянства Вышневолоцкого уезда. Благодаря ему была открыта школа для сельских ребятишек. Милюков дружил с известным художником Венециановым.
У того тоже была школа для крестьянской детворы, только он обучал живописи. Барин отдал Григория учиться в школу Венецианова.
Результатом обучения стало, то что Григорий сумел стать одним из лучших учеников школы. Его хозяин был очень доволен. Тогда было модно иметь собственных крепостных художников, чтобы они украшали пейзажами и портретами дворянские гостиные и кабинеты.
Григорий начал активно трудиться на благо своего барина. Им было написано много замечательных картин, среди которых особенно выделялся портрет дочери помещика.
Лидия Милюкова на картине кажется то ли ребенком, то ли девушкой. Она не выглядит красавицей в общепринятом значении, но привлекает внимание. У нее задумчивый и будто страдающий вид… Существует легенда, что между Григорием и Лидией была любовь. Но их чувства были обречены.
Барин не собирался давать вольную своему крепостному, а сама Лидия, воспитанная в строгости и подчинении родителям, не смогла бы пойти наперекор семье.
Григория женили на другой крестьянке. Известно, что у них родилось трое детей и крестной одного малыша стала Лидия Николаевна Милюкова.
Чем все завершилось
Григорий грезил свободой. Ему казалось чудовищно несправедливым, то что он находится в холопском положении и не может сам распоряжаться своей жизнью. Он просил у помещика вольную, но тот расценил его поступок, как дерзость и решил, что теперь Григорий будет садовником, а в перерыве от цветов и деревьев, будет писать необходимые барину полотна.
Сорока совсем впал в уныние. На него навалилась депрессия, смысл жизни стал расплывчатым…
Венецианов, наблюдая за своим любимцем, решил похлопотать за него перед Милюковым. Он рассчитывал, что уговорит помещика высвободить Григория из неволи. Но в 1847 году Венецианов трагически погиб и выправить вольную на своего ученика не успел.
Случившееся стало сильным ударом для Сороки. Он осознал, что больше защитников у него нет и надеяться ему не на кого. Свои переживания художник стал глушить алкоголем.
В 1861 году началась отмена крепостного права, но хитрый Милюков не собирался просто так предоставлять волю своим крестьянам. Он обставил выкуп земли непосильными для людей условиями. Естественно, крестьяне взбунтовались.
Григорий был одним из зачинщиков народного возмущения и помогал составлять жалобы на барина. Одна из таких жалоб не дошла до адресата и вернулась прямехонько в руки Милюкову.
Прочитав, что писал Сорока, барин вызвал его к себе. Был неприятный разговор, после чего в Григории будто что-то оборвалось. Он бродил потерянный по деревне и долго о чем-то размышлял…
10 апреля 1864 года крестьяне обнаружили, что в старой избе, предназначенной для обжигания горшков, висит тело Григория. Барин постарался, чтобы официальное объяснение его смерти выглядело так:
От неумеренного пьянства и произошедшей с того грусти с помешательством рассудка
Крестьяне же поговаривали, что художник решился наложить на себя руки из-за того, что Милюков, узнав об очередном обращении против него написанном Сорокой, приговорил Григория к порке. Унижение стало последней каплей переполнившей чашу терпения.
Как самоубийцу Григория Сороку похоронили в сторонке от кладбища. На момент кончины ему было сорок лет. Он прожил короткую жизнь, но память о нем хранят многочисленные картины в музеях России.