«Свадьба в Малиновке» — почему это шедевр

В Советском Союзе были такие уникальные жанры, каких нигде и никогда не существовало. Например, социально-политическая оперетта. Тема могла быть любая – от борьбы за независимость («Вольный ветер» Исаака Дунаевского) до развенчания крепостничества («Холопка» Николая Стрельникова, на базе которой сняли муз-комедию «Крепостная актриса» (1963)). Имелись и производственные оперетты, вроде «Белой акации» о китобойной флотилии «Слава». О любви — тоже. Но о моряках в первую очередь.

Особенность этих оперетт – баланс развлекательной формы и непростого, а часто жёсткого сюжета. Что важно отметить, все эти спектакли и киноленты пользовались успехом у зрителей. Их и теперь можно смотреть – даже с учётом их нарочитой «идеологии». Гражданская война тоже романтизировалась и обыгрывалась. Например, «Свадьба в Малиновке» (1967) – экранизация одноимённой оперетты Бориса Александрова.

Интересные детали! Три штуки. Режиссёр фильма – Андрей Тутышкин в молодости прославился в роли жениха письмоносицы Стрелки из «Волги-Волги» (1938), причём он был тогда на восемь лет моложе своей партнёрши Любови Орловой. «Свадьба в Малиновке» — оперетта с шикарно поданным украинским колоритом – была экранизирована вовсе не киностудией им. Довженко или Одесской, а на «Ленфильме». Ну, а третья деталь — …в конце статьи.

Как в любой классической оперетте, есть влюблённая пара – пригожие и скучноватые, положительные герои. В данном случае – Андрейка и Яринка. Они складно поют и столь же идеально смотрятся, но всё внимание обращено к другим персонажам. Тут было бы можно раскатать острую тему Украины, провести параллели (а их там поразительно много), однако, я это предоставлю кому-нибудь другому.

Здесь – только о постреволюционной ситуации, когда «власть менялась», а красные, белые и вольные бандиты-анархисты воевали друг с другом. К слову, паны Грицианы Таврические с белогвардейцами не особо ладили. Так, временное союзничество. Красавец Грицко так и говорит: «Решил я утворить в нашей волости самостийную державу!» Какие уж там договоры с имперцами?

Помните, как он яро уцепился за идею, что врангелевский офицер – ненастоящий? Бандитам — что красные, что белые – единая морока. Мешают грабить и мыслят не вполне рационально (идеями). Но что делает фильм – шедевром? Ближайший ответ: комические фигуры Попандопулы (отрицательного героя) и Яшки-артиллериста (героя положительного).

Их фразы были растащены на цитаты и узнаются сходу. Вместе с тем, удачные работы Михаила Водяного и Михаила Пуговкина – это внешняя сторона. Это – оформление. Талантлива сама фабула. В «Свадьбе…» трагедии Гражданской войны и битв за передел мира подаются через шутки и песни, при том, что не возникает оскорбительного чувства досады и – нет скатывания к «чёрному юмору».

Посмотрите, как Яшка-артиллерист, который шёл из плена целых полтора года, реагирует на то, что его деревня уничтожена. От жеж гады! Всё. И пан Грициан – сын местного кулака – не столь смешон, ибо не от хорошей жизни затеял игру со смертью. А все эти несчастные вдовы и солдатки? А бесконечный стресс от факта, что «власть снова меняется»? Да и одесский грек Попандопуло — существо неприкаянное.

В привычных опереттах самой большой печалью считается невозможность графа Э. жениться на певице С. Но тут всё на грани бытия / небытия, и это лезвие бритвы» создаёт ощущение шедевра. Человеческое восприятие очень тонко, хотя, нас пытаются убедить в примитивности хомо-сапиенс. А какие там эпизодические бриллианты, вроде бандита Сметаны в исполнении Алексея Смирнова!

Да, что там за третья деталь, которую не все знают, хотя, роль запоминающаяся? В роли вульгарной рыжей бандитки снялась актриса Маргарита Криницына, всем хорошо известная в образе Прони Прокоповны. Вообще, Криницына была красивой женщиной, со стройными ногами, однако, её часто уродовали, чтобы создать характерный образ – красота и забавная характерность редко уживаются. В отличие от любви и смерти…

Оцените статью
«Свадьба в Малиновке» — почему это шедевр
«Долой стыд»: как общество против одежды и морали появилось в советской стране