Жестокий роман

Это было похоже на наваждение. Всюду она, она, она. Безупречное пластичное тело и выразительное лицо с драматически горящими глазами под разлетом темных бровей. В его Вселенной была лишь одна женщина.

И, самое ужасное, что ни один план соблазнения с этой русской не работал. Он, с юных лет, привыкший к легким победам над женщинами, не понимал, почему она не отвечает ему взаимностью. Ольга неизменно с ангельской улыбкой отвечала:

— Вы меня компрометируете своим поведением.

Знакомство художника Пабло Пикассо и балерины Ольги Хохловой произошло в мае 1917 года на подготовке спектакля «Парад» для труппы Сергея Дягилева. Хохлова, конечно, не была примой, скорее «третий лебедь во втором ряду», но являлась трудолюбивой и техничной танцовщицей.

Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. Ему было тридцать шесть лет. Пабло — уже довольно известный художник, но пока еще не ставший самым дорогим.

Брутальный коротышка с фигурой боксера с пятнадцати лет имел множество любовниц. Ольге — двадцать шесть, она изящная и пугливая девица без особых талантов. Двоих более не подходящих друг другу людей трудно представить.

Вначале Ольга не произвела на Пикассо никакого впечатления. Обычная танцовщица, каких тысячи. Но он обожал все русское и никогда не забывал, что именно русский философ Николай Бердяев первым увидел в нем гениальность.

В то время, когда они встретились, в России разворачивались непростые события, которые будоражили душу Пикассо. Пабло интересуется новостями из России, пытается учить русский. Он обожал Достоевского и в каждой русской видел Настасью Филипповну.

Ольга покинула Россию в 1915 году, когда отправилась с труппой Сергея Дягилева на гастроли. Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в небольшом украинском городе Нежин. Всего в семье было пятеро детей.

Дочка полковника царской армии Степана Васильевича Хохлова с детства мечтала быть балериной с того момента, как посетила Францию и увидела представление мадам Шрёссонт. Девушка получила хорошее воспитание и образование.

Ольга вышивала, писала стихи, играла на фортепьяно, свободно говорила на французском и училась в Петербурге в частной балетной школе. Тем не менее, ее выбор стать балериной шокировал родных. Благодаря своей невероятной целеустремленности Оленька добилась того, что Дягилев взял ее в свою труппу.

Поговаривали, что барышня попала в труппу только из-за благородного происхождения, другие утверждали, что Сергей Павлович никогда бы не потерпел на сцене бездарную артистку.

«Ольга дебютировала у нас как довольно способная любительница, но под руководством Чекетти в ней развилось подлинное дарование», — подтверждает последнее предположение балерина Тамара Карсавина.

При близком знакомстве с Пикассо сдержанная, немного холодная Ольга с ее отточенными движениями профессиональной балерины и царственной осанкой показалась впечатлительному художнику воплощением идеала женщины.

Видя, как «загорелся» художник, Серж Дягилев с усмешкой сказал:

— И не мечтай! На таких, как она женятся. Она русская, да к тому же княгиня.

Последнее было преувеличением, но на безродного тщеславного испанца это произвело самое большое впечатление. Княжеская кровь, аристократка из России! Интрижки здесь не может быть.

Дягилев, с гордостью представлял свою подопечную не просто так. Он был всерьез обеспокоен ее судьбой. Балетная карьера Ольги заканчивалась (так и не достигнув зенита!) и с этим надо было что-то решать. И Сергей сделал все, чтобы Ольга стала мадам Пикассо.

Впоследствии Ольга Степановна признавалась, что замужество в создавшейся ситуации было для нее лучшим выходом. Скорее всего, ей бы пришлось пополнить ряды нищих эмигранток, которые зарабатывали на кусок хлеба, демонстрируя наряды в ателье или работая в шляпной мастерской.

Это был тяжелый, изнурительный и неблагодарный труд. Самые удачливые и красивые из манекенщиц становились знаменитыми, но Ольге с ее классически правильным, но вполне обыкновенным лицом вряд ли удалось даже это.

Девушке хотелось вести размеренную жизнь обеспеченной дамы, вращаться в светском обществе, гордиться дорогими украшениями и красивым домом, растить детей, наконец. Хохловой, правда, по душе больше были французские аристократы. Ну где ж их взять?

Испанский художник со скандальной репутацией скорее ее отпугивал. Но выбор был невелик: либо замуж за Пикассо, либо длительные гастроли по Латинской Америке — в Париже спектакль провалился.

Парижская премьера «Парада» состоялась в мае 1917 года, дальше спектакль везут в Мадрид и Барселону. За труппой и Ольгой отправляется влюбленный Пикассо, несмотря на то, что художник просто ненавидел путешествия.

Долгие прогулки, цветы, настойчивое внимание Пикассо сделали свое дело. Роман был в самом разгаре. Ольга оттаяла. Пабло интересовался ее детством, беседовал с ней о русской культуре и не уставал восхищаться ее образованностью, манерами, безупречным французким. Но дальше дело не двигалось.

Все решил случай. На премьере спектакля в Испании присутствовал испанский король Альфонсо ХIII с супругой Викторией. Царственная чета зашла после спектакля познакомиться и поблагодарить артистов за спектакль.

С каким достоинством держалась Ольга просто поразило Пикассо. Такое впечатление, что она с детства общалась с венценосными особами. Тогда Пабло впервые назвал Ольгу своей невестой. Пути назад уже не было.

И Ольга сдалась перед темпераментом Пабло. Пикассо познакомил Хохлову со своей матерью. Правда, будущая свекровь предупредила Ольгу:

— Милая моя, Вы понятия не имеете, на что обрекаете себя. Я бы посоветовала Вам не выходить за него. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он увлечен только собой.

Ольга очень отличалась от женщин, которых Пикассо знал до сих пор. Игорю Стравинскому Пабло сказал о своей невесте:

— В ней есть мудрость и спокойствие. А это более редкий дар, чем умение танцевать!

Может быть Пикассо придумал свою прекрасную Ольгу, перепутав обычное спокойствие с чарующей загадочностью русской души? Кстати, он так и не смог выучить ее фамилию, называя ее «мадемуазель Коклова». Он любил ее неистово и страстно. И она в ответ полюбила его.

Надо сказать, что до свадьбы Ольга всячески избегала близости. Брак для Пикассо стал единственным способом сделать Ольгу своей. Художник неумолимо приближался к своим сорока годам, шесть лет назад похоронил он женщину, которую очень любил.

Его предыдущая возлюбленная, танцовщица Ева Гуэль умерла от туберкулеза совсем молодой — в тридцать лет. С тех пор в его жизни были только короткие интрижки от которых он устал.

Ольга, в свою очередь понимала, что с Пикассо ей легко не будет. Поначалу ей хотелось укротить его горячий темперамент и понять, сможет ли художник быть хорошим мужем. И она поверила в его любовь и самозабвенно влюбилась сама.

25 марта 1918 года, за несколько месяцев до свадьбы, она пишет жениху:

«Ты никогда не сможешь любить меня так, как люблю тебя я, потому что любовь случается раз в жизни, а ты уже любил раньше, и это приносит мне боль. Ты не представляешь, как мне тяжело, как я мучаюсь. Я не могу успокоиться и перестать плакать. Я люблю тебя, и я совершенно несчастна».

Гражданская церемония бракосочетания состоялась в мэрии Парижа, а после было венчание по православному обряду. Так Пикассо сделал ради любимой Ольги. 12 июля 1918 года в церкви Александра Невского на улице Дарю в Париже обвенчалась русская балерина с испанским художником.

На этом праздничном событии присутствовал вся парижская богема — Гийом Аполинер, Жан Кокто, Анри Матисс, Гертруда Стайн… Счастливый Пабло подписал брачный контракт, согласно которому все имущество супругов, включая написанные художником картины, признавалось в случае развода общим и должно быть поделено пополам.

Боже, как он об этом опрометчивом решении потом пожалеет! А сейчас он влюблен и приятно удивлен — Ольга оказалась невинной девственницей, о чем он с восторгом сообщил своим друзьям.

После свадьбы молодожены переезжает в особняк в центре Парижа, который Ольга обустраивает сама, выделив мужу студию на первом этаже. Пабло в полной мере наслаждается блеском и аристократизмом своей жены. Пикассо много рисует ее в реалистической манере. Но мадам Пикассо всегда требует:

— Я хочу узнавать свое лицо.

Последние гастроли Ольги состоялись осенью 1918 года и завершились в Лондоне. Пикассо едет в столицу Великобритании с женой и они оказываются в центре внимания лондонского высшего общества.

После этих гастролей Ольга решает: с танцами в ее жизни покончено и с удовольствием окунается в светскую жизнь. Он дарит Ольге дорогие подарки, оплачивает ее наряды, не скупится на вино, шампанское и черную икру (хотя сам любит простую еду — омлет-тортилью «Нисуаз» с картофелем и красным перцем, рагу из угря и рис).

Но вскоре Пикассо вскоре надоели вечеринки, перемены костюмов, фальшивые улыбки. Когда Ольга в очередной раз собралась на бал, он резко ответил:

— Довольно. Я должен работать. Маскарад окончен!

Это стало для Ольги первым ударом. Впервые в жизни она превратилась из нищей балерины в жену знаменитого художника. Ей улыбались, ее нарядам и красоте делали комплименты, ей льстили, с ней желали познакомиться. Потому что она была мадам Пикассо.

Пабло не ограничивал ее в тратах, не возражал против пышных приемов, которые она устраивала. В его глазах она была аристократкой, привыкшей к блеску.

В 1919 году до Ольги доходит печальные вести из России: отец пропал без вести, брат Евгений погиб, двое других братьев примкнули к Белому движению, сестра и мать бедствуют, сбежав в Тифлис.

Она ничем не может помочь близким, страдает и понимает, что сделала правильный выбор, оставшись с Пикассо. Эти трагические известия очень скоро сказываются на душевном состоянии Хохловой.

Ольга не радуется жизни, она испытывает непреходящее чувство вины за то, что находится тут — в благополучии и семейной гармонии, в то время как ее родные в опасности.

Она пытается помочь своим родственникам с помощью мужа. Пикассо пересылает деньги и рисунки в Сербию, чтобы брат Ольги, Николай, осевший в Белграде, мог заручиться поддержкой влиятельных лиц. Ольга пытается через Красный Крест отправлять посылки матери и сестре, они доходят редко или не доходят вовсе.

Хохлова ужасно страдает, но ничего сделать не может. Летом 1920 года Ольга немного успокаивается: под сердцем она носит долгожданного ребенка.

4 февраля 1921 года Ольга родила сына Пауло (Поля). Ему суждено было стать единственным законным ребенком Пикассо. Пабло, ставший отцом в сорок лет, воспринял рождение ребенка как бесценный дар и возвел Ольгу на пьедестал богини.

Главная мечта амбициозной молодой женщины осуществилась: в семье воцарило перемирие, растет очаровательный ребенок, ее муж богат и востребован как художник, а она — любима.

Поначалу супруги были очень счастливы. Об этом свидетельствуют идиллические полотна Пикассо той поры. Взять хотя бы Ольгу, изображенную художником в образе Мадонны с младенцем и многочисленные портреты маленького очаровательного Поля.

Но семейная жизнь быстро наскучила художнику. Жена гораздо больше внимания уделяла ребенку, чем ему. Страсть прошла. Искусствоведы полагают, что именно в 1925 году в работах Пикассо завершился период классической красоты — тот самый «период Ольги».

В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На Ольгу он больше не смотрел с обожанием. К тому же, 8 января 1927 года Пикассо на улице познакомился с семнадцатилетней блондинкой Марией-Терезой Вальтер.

Он замечает девушку у входа в парижский универмаг Galeries Lafayette. Пабло наблюдает за ней, а потом подходит к ней со словами:

— Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи.

Мария-Тереза абсолютно не интересуется живописью и даже не знает, кто такой Пикассо. Однако Мария-Тереза стала самым большим увлечением художника и его музой. Он называл ее «женщиной по четвергам» и «валькирией» (за светлые волосы, голубые глаза и спортивную фигуру).

Эта страсть не знала никаких табу, никаких границ, потому как новая возлюбленная с радостью соглашалась на любые эксперименты в постели. Он наслаждается абсолютной покорностью Марии-Терезы.

Ее изображения на полотнах художника будут яркими и чувственными. Ольга же выглядит на новых полотнах мужа уродливо и агрессивно. Глядя на «Большую обнаженную в красном кресле», трудно сопоставить ее с Ольгой десятилетней давности — хрупкой, нежной балериной, написанной в духе энгризма (по имени художника Жана-Огюста Энгра, славящегося изяществом линий).

Ольга подсознательно понимает, что творится что-то неладное. Неужели никогда в ее жизни не было восторженного ожидания счастья, ни волнующего флирта, после которого она полночи не могла уснуть, ни первого поцелуя? Куда это все делось?

Пикассо несколько лет удается сохранять отношения с Марией-Терезой в тайне. Он снимает ей квартиру в доме напротив их с Ольгой парижских апартаментов. А летом, когда они с маленьким Полем уезжали на курорт в Бретань, Мария-Тереза останавливалась неподалеку от них. Он тайно навещал свою любовницу и на пляже и в снятом для нее доме.

Вскоре Пикассо захотел расстаться с надоевшей ему Хохловой. Его желанием было только одно: чтобы Ольга исчезла из его жизни. Однако строптивая Ольга отказалась покидать дом неверного супруга. Она и раньше замечала, что ее муж проводит время с другими женщинами, но не делала из этого трагедии.

Ольга иногда видела супруга в каком нибудь кафе за стаканом вина в богемной компании. В компании мужа она всегда была чужой. «Смешно думать, что я стану ревновать», — говорила она в таких случаях. Однако именно ревность вскоре лишит ее рассудка.

Ольга возненавидела сомнительных друзей Пабло и устраивала скандалы из-за того, что муж в очередной раз дал денег какому-нибудь клошару. Став матерью, Ольга не могла жить так легко, как раньше.

А пока Пикассо вымещал всю ненависть к упрямой Ольге на полотнах, изображая ее то в виде лошади, то злобной растекшейся старухи с острыми зубами. Ситуация усугублялась тем, что художник не желал оформлять официальный развод с Хохловой, так как в этом случае он потерял бы половину своего состояния.

И это обстоятельство усиливало неприязнь, которую испытывал Пикассо к Ольге. Пабло нравилась борьба женщин за него. Ее финал пришелся на сентябрь 1935 года. Мария-Тереза прибегла к самому сильному аргументу: она появилась на пороге дома Ольги с новорожденной дочкой Майей на руках и заявила:

— Вот новое произведение Пикассо.

Слезы подступили к горлу, а вместе с ними отчаяние и негодование, гнем жгущие душу. От этого удара Ольга не оправилась. Такого поворота она не ожидала. Хохлова не выдержала и съехала от мужа. Неужели Пабло не понимает, что она отдала ему и свою красоту, и честь,и саму жизнь?

Но разве она могла сравниться с молоденькой пассией мужа? С этого момента начались ее страдания, которые в итоге привели к почти безумию. Вместе с сыном Ольга Степановна уехала на Лазурный берег и потребовала у мужа развода.

Но Пабло Пикассо не собирался расставаться со своим имуществом, а уж тем более с картинами, а потому отказал Хохловой. Победителей в этой войне не оказалось.

Правда, Пабло вышел из боя с меньшими потерями: он продолжил свой путь, усыпанный женскими сердцами, а она провела остаток жизни в одиночестве, страдая депрессиями и терзаясь ревностью. Ольга несколько раз пыталась вернуться в жизнь Пикассо, писала ему письма, пристально следила за его жизнью и угрожала его любовницам.

Не желая делить имущество со ставшей не просто нелюбимой, а ненавидимой женой, Пикассо так и не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти. В последние годы она тяжело болела, а в результате перенесенного инсульта даже лишилась возможности ходить.

Вот только страдания Ольги Пикассо совсем не трогали. Даже спустя много лет он повторял, что брак с Хохловой был худшим периодом в его жизни:

— Она душила меня.

При помощи адвокатов Пикассо удалось поделить имущество с Ольгой, но развод так и не был оформлен документально: видимо, художник продолжал трястись над своим богатством.

Внучка Ольги, Марина Пикассо, так писала в своей книге:

«Моя бабушка Ольга, со всем смирившаяся, оболганная, опустившаяся после стольких пережитых ею предательств, закончила жизнь парализованной старухой.

А дед ни разу даже не соизволил навестить ее на ложе отчаяния и скорби. А ведь она бросила ради него все: свою страну, свою карьеру, свои мечты, свою честь».

Пикассо вообще не интересовался жизнью Ольги. Марию-Терезу Вальер сменила художница Дора Маар, потом Пикассо стал жить с Франсуазой Жило. У него рождались дети, менялись женщины, его картины по-прежнему выставлялись.

Ольга жила в захудалом отеле в Каннах, пыталась лечить сына от наpкомании. О существовании Ольги, законной жены Пикассо, все забыли. Ольга умерла от рака в 1955 году в возрасте шестидесяти трех лет. На ее похороны Пикассо не пришел. 11 февраля 1955 года, узнав о смерти Ольги, Пикассо сказал:

— Вот теперь она действительно исчезла.

После смерти Ольги он женился на Жаклин Рок. Пабло Пикассо пережил Ольгу Хохлову на восемнадцать лет.

Оцените статью