Именитые красавицы перешёптывались и горделиво посматривали на невысокую, молчаливую и очень скромную девушку, стоявшую среди них. «Неужто она думает, что с опущенными очами очарует царя?» – лукаво произнесла одна из девиц на ушко своей приятельнице. Та только захихикала в ответ.
Несмотря на юный возраст, многие из этих девушек имели свои секреты очарования и намеревались умело использовать их на смотре невест. И только та самая скромница Анастасия считала, что куда лучше вести себя кротко и естественно.

Именно этой девушке суждено было стать супругой Ивана Грозного. Анастасия Захарьина-Юрьева вошла в историю не только как одна из самых добродетельных русских цариц, но и как женщина, давшая возможность роду Романовых приблизиться к престолу. Но что же известно о ней? Как царица Анастасия преобразила своего грозного мужа? И почему её смерть вызывает немало споров среди историков?
Из рода Романовых
Анастасия принадлежала к роду Захарьиных-Юрьевых, которых впоследствии стали именовать Романовыми. Во многих источниках можно встретить сведения, что семейство это не было особенно знатным, а отец девушки ничем выдающимся не отличился.
Однако с подобным утверждением можно поспорить. Во-первых, не такими уж захудалыми и безвестными боярами были предки Анастасии. Историки Л.Е.Морозова и Б.Н.Морозов на этот счёт пишут:
«Захарьины жили в Китайгороде, служили при великокняжеском дворе и постоянно присутствовали на праздниках в кремлевских соборах».

Согласитесь, таких привилегий удостаивались далеко не все представители старорусской знати. Что же касается отца нашей героини, Романа Юрьевича, то его потомки неслучайно стали именоваться Романовыми. Выходит, всё же персоной он был достаточно известной и, по всей вероятности, уважаемой.
Скромная невеста
Анастасия появилась на свет в 1530 или 1532 году (на сей счёт мнения историков расходятся). Она была младшей из двух дочерей Захарьиных. Когда девочке было около 11 лет, её отец умер, и юная Анастасия некоторое время жила с матерью. Становясь старше, девушка превращалась в настоящую красавицу.
Современники восхищались её тёмными густыми волосами, выразительными глазами, добротой и сердечным участием ко всякому человеку. Впрочем, имелся у Анастасии и серьёзный недостаток – невысокий рост. Именно поэтому после объявления смотра царских невест многие конкурентки девушки не воспринимали её всерьёз, считая, что молодой царь никогда не женится на невысокой и очень скромной девице.
Традиции смотра невест появились ещё при отце Ивана Грозного Василии III. Для того чтобы подобрать правителю достойную супругу, бояре представляли своих дочерей для участия в этом «конкурсе».

Когда на местах выбирали самых красивых девушек, их отправляли в столицу, где те тоже проходили строгий отбор. В итоге перед царём оказывались, что называется, «самые-самые».
По некоторых данным, Иван Васильевич выбирал себе невесту среди двух сотен претенденток. Согласитесь, выбор огромный, причём молодой правитель не поленился заглянуть каждой в лицо. В конце концов он указал на ту девушку, которую многие красавицы вообще считали «аутсайдером» – невысокую кроткую Анастасию.
Говорили, что именно её скромность и красивая толстая коса впечатлили царя. Как оказалось, с выбором будущей супруги Иван Васильевич не прогадал.
Идеальная супруга
3 февраля 1547 года Анастасия Романовна была повенчана с царём Иваном IV. Свадьба пела и гуляла на протяжении двух недель, причём проходила в соответствии со всеми старинными традициями.
Например, во время торжества Иван и Анастасия испили из одного кубка, после чего молодой супруг растоптал его своим сапогом. Юная жена обещала во всём слушаться мужа, быть покорной и уступчивой. Надо признать, данное слово Анастасия сдержала.

После свадьбы царь изменился до неузнаваемости. Прежде любитель разгула и жестоких выходок, он вдруг превратился в лояльного человека, доброго семьянина и рассудительного правителя.
Бояре едва узнавали Ивана Васильевича. Теперь ему не по душе были «срамные» забавы, из дворца исчезли «поганые девки», не слышалось брани и звуков побоев. Царь помогал нуждающимся и даже отпустил на свободу многих заключённых.
Да, в присутствии бояр Иван Васильевич порой позволял себе быть резким и суровым, но стоило ему остаться с женой Анастасией, как он преображался на глазах. Лишь эта женщина умела усмирять буйный нрав правителя, наставляла его на добрые дела, порой давала ценные советы.
При этом Анастасия Романовна не вмешивалась в государственные дела и вела традиционную для цариц жизнь – большую часть времени находилась в тереме, занимаясь рукоделием и воспитанием детей. Как писал английский дипломат Джером Горсей об Анастасии:
«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые».

К слову, Анастасия была великолепной мастерицей. До нашего времени сохранилось несколько десятков шитых произведений ручной работы, созданных царицей.
Интересно, что на полотнах, вышитых супругой Ивана Грозного, отразились даже некоторые исторические события того времени. Так, например, здесь «рассказывалось» о походах царя на Казань, об утверждении самодержавия, о молениях за здоровье сына.

Горести Анастасии
На недолгий век Анастасии выпало немало трагедий, причём связаны они были с её детьми. За тринадцать лет брака женщина родила трёх сыновей и трёх дочерей. Первенцем царственной пары стала дочь Анна. Рассказывали, что, узнав о рождении малышки, Иван Васильевич прослезился, испытав большую радость. Царица заявила, что сама будет заботиться о ребёнке, но, к сожалению, в скором времени маленькая Аннушка умерла.
В 1551 году Анастасия произвела на свет дочь Марию, но та тоже прожила совсем недолго. Отрадой для несчастной матери, схоронившей двух детей, стало появление сына, крещённого Дмитрием.
Но и на сей раз случилась трагедия. Во время поездки царской четы на богомолье обрушились сходни, по которым люди поднимались и сходили с ладьи. Именно в этот момент здесь находилась кормилица царевича с младенцем на руках.

Место было неглубоким, и все взрослые, находившиеся на сходнях, благополучно выбрались на берег. Маленький Дмитрий пробыл в воде совсем недолго, но, увы, этого хватило, чтобы младенец захлебнулся. Страшно даже представить, что тогда пережила царица Анастасия.
Кстати, по поводу этой трагедии часто приходится видеть слова, что якобы «кормилица не удержала ребёнка». Но, как понимаете, так утверждать не совсем корректно. Из всех детей Ивана Грозного и его первой жены в живых остались лишь двое сыновей – Иван и Фёдор. Последнему из них суждено было стать русским правителем.
Смерть царицы
К царице Анастасии народ и бояре относились с большим уважением. Она воплощала идеал женщины того времени – скромная, заботливая, чувствительная, набожная и добродетельная.
При этом супруга царя была и умницей, и красавицей. Казалось, что у такой женщины не может быть недоброжелателей. Однако известно, что уже после женитьбы государя на Анастасии при дворе появились люди, недовольные выбором Ивана Васильевича.
Все пронимали, что такой союз поможет возвыситься Романовым, а ведь такой возможностью мечтали воспользоваться не менее знатные семейства. Чтобы вынудить правителя вновь искать себе жену среди «правильных» невест, следовало устранить нынешнюю царицу.
Смерть Анастасии Романовны до сих пор окутана тайнами. Не вызывает сомнения, что после частых родов её организм был заметно ослаблен.

Возможно, это стало причиной серьёзной болезни, с которой царица слегла в 1559 году. Обеспокоенный состоянием жены, Иван Грозный решил, что заболевание Анастасии – не что иное, как дело рук её врагов. Он был уверен, что царицу отравили.
В 1560 году в Москве вспыхнул пожар, и Анастасия Романовна была перевезена в Коломенское. Там она вскоре умерла. Проститься с любимой царицей пришло множество людей. Народу было столько, что представители духовенства и бояре едва смогли пройти к гробу. Уже тогда на улицах Москвы говорили, что несчастная женщина была отравлена недругами Ивана Васильевича. Но, конечно, достоверных доказательств не было ни у кого.
Даже сегодня, спустя века, историки не перестают спорить о причинах смерти первой жены Ивана Грозного. Ещё больше вопросов появилось после изучения останков учёными. Как отметила заведующая археологическим отделом музеев Кремля Татьяна Панова, содержание ртути, мышьяка и свинца в волосах, саване и тлене царицы превышало допустимую норму в несколько раз. Выходит, что Анастасию Захарьину-Юрьеву отравили?
А что говорит наука?
Некоторые историки указывают, что в средневековой косметике было немало вредных и даже смертельно опасных для человека веществ. Русские царицы в погоне за красотой пользовались белилами, румянами и особыми составами, в которых содержались и цинк, и свинец, и мышьяк.
Ртуть тоже не была исключением. Так, например, в останках бабки Ивана Грозного Софьи Палеолог было обнаружено содержание свинца 58,6 мг/кг (при норме 1,9 мг/кг). У других царственных женщин результаты подобные.

Но анализ останков Анастасии Романовны даёт несколько иные результаты. Во-первых, здесь вредных веществ больше, чем в других усыпальницах. Во-вторых, присутствуют они и в погребальном саване, и в частицах тлена. Многие учёные уверены – Иван Грозный не ошибался: царицу действительно отравили.
Как бы то ни было, но смерть любимой супруги заметно преобразила царя. Теперь к нему вернулись прежние жестокость и необузданность, но в куда более устрашающей форме.
Он стал мнительным и нервным, а потому начал расправляться над боярами, которых подозревал в злом умысле и участии в заговоре против него. Как верно выразился Карамзин, после смерти царицы люди «ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу. Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели».






