«Красавица с кривыми ногами»

Над ней смеялись: Лиззи так сильно косила на один глаз! Кто-то придумал ей прозвище «Лиззи-в-сторону» и его сочли очень удачным. Дело в том, что, когда мисс Вильерс пыталась смотреть прямо, ей это не слишком удавалось. Но главным поводом для насмешек стала другая особенность молодой аристократки. Знали бы весельчаки, какая участь ждет Лиззи!

…За много лет до этого, 3 сентября 1660 года, в лондонском Вустер-хаусе венчали необычную пару: брат короля, Джеймс, брал в жены девушку, которую он искренне полюбил. Она не принадлежала к королевскому роду, но Джеймс настоял на браке с ней. В одно мгновение скромная мисс Анна Хайд превратилась в герцогиню Йоркскую.

Новобрачная была в тягости и разрешилась от бремени спустя месяц после свадьбы. Увы! Ребенок не выжил, но затем Анна подарила Джеймсу еще семерых. Разумеется, герцогине наняли штат помощниц: нянюшек, гувернанток, дополнительных горничных. Хотя при Дворе не одобряли брак королевского брата (связал свою жизнь не с принцессой!), и Анне не удалось обрести популярность среди народа, дети герцогской пары представляли для монархии очень важное значение.

Все было просто: у короля не имелось своих детей. Прекрасные и весьма разнообразные фаворитки (от герцогинь до чернокожих прачек) регулярно рожали от короля Карла II новых бастардов. Многие из них получали титулы и содержание… Но вот законных малышей у монарха не было! Поэтому на Анну и ее мужа смотрели с надеждой. Они могли спасти династию Стюартов!

Главной гувернанткой герцогских детей назначили леди Вильерс. Серьезная и аккуратная дама сразу попросила о милости: пусть ей позволят забрать во дворец собственную дочь, Лиззи. Она еще мала и будет тосковать по матери. А у маленьких принцесс появится верная подруга, которая впоследствии будет им верно служить. Никаких возражений это предложение не имело, и в назначенный час Лиззи Вильерс прибыла в резиденцию герцогов Йоркских.

Лиззи была не единственной дочерью леди Вильерс, но она больше других подходила по возрасту в приятельницы двух выживших принцесс – Марии и Анны (остальные дети Анны и Джеймса не задерживались в этом мире). Девочки вместе играли, бегали по лужайке, скакали верхом. Принцессы искренне привязались к Лиззи и словно не замечали особенностей в ее внешности: во-первых, девочка сильно косила на один глаз. Во-вторых, у нее были отчаянно кривые ножки. Мать надеялась, что Лиззи это перерастет, что у нее выпрямятся лодыжки… Но девочка превращалась в девушку, и считалась по-прежнему некрасивой.

— Зато мы любим тебя, Лиззи! – весело говорила принцесса Мария.

В 1671 году жена герцога Йоркского закрыла глаза навеки. Неподходящая супруга для королевского брата угасла от тяжелой болезни. Лиззи помогала девочкам-сиротам справиться с горем, и они дали друг другу клятву: никогда не расставаться!

— Когда-нибудь я уеду, — с грустью говорила Мария. – Я знаю, мне говорил отец. Меня хотят выдать замуж во Францию или в Нидерланды… Поэтому мне придется переехать. Ты ведь поедешь со мной, Лиззи?

И девочка горячо заверяла свою госпожу, что они всегда будут вместе. Она же утешала принцессу Марию, когда в доме поселилась мачеха. На этот раз герцог Йоркский сделал «правильный» выбор – женился на набожной католичке, дочери герцога Моденского.

Мария была совершенно права, когда говорила о своем будущем: 4 ноября 1677 года ее, действительно, выдали замуж за принца Вильгельма Оранского. Девушка шла к алтарю заплаканной. Ей совсем не нравился жених! Единственное, что придавало ей сил – Лиззи уже пообещала перебраться с ней на континент. Правда, высадка получилась не сразу. Погода сильно испортилась, море штормило, Роттердам был скован льдом… Пришлось новобрачным со свитой причаливать к берегу какой-то деревушки, а уже потом ехать в свою столицу. Въезд в Гаагу состоялся только 14-го декабря.

Она была приятной внешне и очень веселой. Голландцы полюбили принцессу Марию. А вот ее супруг оставался равнодушным. Он воспринимал свой брак исключительно как политический ход и предпочитал смотреть не на жену, а в другую сторону. А Лиззи, тем временем, рыдала днями напролет: перед самым отъездом из Лондона она узнала о тяжелой болезни матери и одной из своих сестер. А на голландском берегу получила вести об их кончине.

— Мы даже не успели проститься! – повторяла она.

Утверждали, что Вильгельм Оранский, видя проявление такого искреннего горя, однажды подошел к Лиззи и заговорил с нею. Простые слова утешения произвели на девушку впечатление. А потом, в один из дней, правитель Нидерландов предложил Лиззи сопровождать его на прогулку.

Оказалось, что у них много общего. Принцесса Мария обожала танцы и развлечения, а вот Лиззи, которой с рождения внушали, что она некрасива, предпочитала общество книг. Поэтому она была начитанной и серьезной. Точно такими же качествами обладал и Вильгельм Оранский.

— Она красавица, — с восторгом говорил он одному из своих советников.

На него смотрели с недоумением. Кто – красавица? Мисс Лиззи Вильерс? В это невозможно было поверить.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

Так и случилось. Глядя на Лиззи со стороны, не зная ее в Англии, не слыша, как над ней смеются, Вильгельм Оранский вдруг… влюбился. Красавица с кривыми ногами запала ему в душу!

Их отношения некоторое время были тайной. О них начали говорить открыто только в 1680 году. Мария была в ярости. Ей предпочли какую-то Лиззи! Ту, на которую никто и не смотрел! Она писала отцу жалобные письма и просила вмешаться. А когда скончался английский король, и на престол взошел тот самый Джеймс, герцог Йоркский, тональность писем стала еще более яростной.

«Я могу предложить вам вернуться домой, дочь моя, — писал новоявленный государь, — и мы расторгнем ваш брак».

Но расторгать брак Мария не спешила. А Вильгельм Оранский продолжал оказывать знаки внимания Лиззи Вильерс, игнорируя свою супругу. Он тоже был вполне доволен положением вещей. Тем более… что Мария стала старшей дочерью короля. И при отсутствии наследников мужского пола могла претендовать на трон!

Мария и ее муж решили действовать. Им потребовалось несколько лет на подготовку захвата власти. Король был вынужден бежать вместе с женой, а Оранские прибыли в Лондон. В 1689 году Англии объявили – пришло время королевы Марии II.

Правда, королева по-прежнему иногда плакала, поскольку во дворце царила Лиззи. Она так и ушла в иной мир, проклиная мисс Вильерс. Впрочем, почти сразу после ухода Марии, король Вильгельм и его многолетняя возлюбленная расстались. Причем Лиззи была нарасхват! Из-за нее два дворянина даже дрались на дуэли, которая печально закончилась для одного из них.

И вот 25 ноября 1695 года мисс Вильерс вышла замуж. Ее избранником стал кузен, лорд Джордж Гамильтон. В честь бракосочетания король даровал ему еще три титула – графский, баронский и один титул виконта. Кстати, этот поздний союз оказался весьма счастливым.

Та, которую подвергали насмешкам, основала Мидлтонский колледж в Ирландии. Она стала матерью трех дочерей (которых считали очень хорошенькими!) и пережила не только Вильгельма Оранского, но и королеву Анну Стюарт. А потом наблюдала, как трон заняли дальние родственники Стюартов – Ганноверская династия. В их правление, в 1733 году, Лиззи и закрыла глаза навеки.

«Она не была красивой, но сумела стать возлюбленной короля», — говорили про Лиззи. И вспоминали другую не слишком красивую, да еще и хромую фаворитку – француженку Луизу де Лавальер.

Оцените статью
«Красавица с кривыми ногами»
Без вины виноватая