Месть жены

На свадьбе Авдотья едва скрывала слезы. Она не хотела выходить замуж за этого несимпатичного ей мужчину. А все из-за императора, который любил изображать из себя свата! Отказать Павлу I было невозможно, поэтому приходилось исполнять его прихоти.

Жених, князь Сергей Михайлович Голицын, тоже выглядел расстроенным. Конечно, его юная невеста была сама прелесть, но он видел в ее взгляде брезгливость и совершенно не представлял, как эта ледышка будет согревать ему постель.

Авдотья Измайлова родилась в августе 1780 года. Ее родители были богатыми и знатными дворянами. Они рано ушли в мир иной.

Сперва в 1787 году скончался отец, а в 1791 году не стало матери. Юную Дуняшу и ее старшую сестру Ирину забрал к себе их родной дядя Михаил Михайлович Измайлов. Он был необычайно добрым человеком и не просто предоставил кров родственницам, но по-настоящему заботился о племянницах.

Благодаря ему, они получили прекрасное по тем временам образование. Девушки умели не только блестяще танцевать и разговаривать на иностранных языках, но также занимались философией, историей и читали много просвещающих книг.

В 1787 году Михаил Михайлович выдал Ирину замуж за графа Воронцова, а когда Авдотья вошла в брачный возраст, решил не торопиться. Ее сердце пока оставалось холодным к поклонникам, поэтому он хотел, чтобы племянница от души порезвилась на балах, а там, глядишь, и сделала бы свой выбор. Однако все сложилось иначе…

В декабре 1796 года Авдотья присутствовала на балу в императорском дворце и понравилась государю. Павел I, узнав, что барышня является племянницей Измайлова, обрадовался. Когда-то Михаил Михайлович был сторонником его отца (Петра III) и оставался его приверженцем, даже после восшествия на престол Екатерины II. За эту преданность Павел благоволил к Измайлову и захотел его отблагодарить.

Императору казалось, что Измайлов должен был быть счастлив, если он удачно пристроит замуж его племянницу. Недолго думая, государь решил, что прелестная Авдотья должна выйти замуж за весьма обеспеченного и знатного князя Сергея Михайловича Голицына. Жених был всего на шесть лет старше невесты, и по мнению Павла они должны были составить блестящую партию.

Из письма императора Измайлову:

Письмо Ваше, в коем Вы благодарите меня за племянницу Вашу, я получил и очень рад, что через сие мог дать Вам знак моего к Вам благорасположения, с коим и пребуду к Вам навсегда благосклонным.

Неизвестно, действительно ли Измайлов был благодарен государю, но выбора у него не было. Если государь решил, значит, нужно исполнять.

Авдотья была безумно расстроена. Она, хоть и знала, что в дворянских семьях считается нормальной практикой насильно выдавать замуж своих дочерей, считала, что ее это не коснется. Она ведь была любима дядей! Он был просвещенным человеком и всегда предоставлял ей много свободы. А оказалось, что Михаил Михайлович боится возразить государю и убеждает ее, что она будет счастлива в браке с Голицыным.

Девушка была знакома с князем, так как периодически встречалась с ним на приемах, но она никогда не обращала на него внимание. Для нее он был скучным и несимпатичным мужчиной, которого она никогда в жизни не стала бы рассматривать в качестве кавалера.

— Свадьба — дело решенное. Государю не перечат, — оборвал все возражения племянницы Измайлов.

19 июня 1799 года бледная Авдотья стояла под венцом с Голицыным. Глядя на него, она не представляла, что должно случиться, чтобы она влюбилась в мужа.

Первый год супружеской жизни Авдотья прожила с мужем в Петербурге, а потом на Голицына разгневался император, и им пришлось срочно уезжать за границу.

Там, в Европе, в светских салонах, на Авдотью обрушился оглушительный успех. Ее яркая красота, в сочетании с острым умом, опьяняли многих мужчин. Один из ее поклонников писал:

Вообще красота ее отзывалась чем-то пластическим, напоминающим древнегреческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности. Житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное…

Княгиня Голицына позировала профессору Дрезденской академии художеств Йозефу Грасси и он написал ее прекрасный портрет.

Окруженная мужским вниманием, Авдотья все больше убеждалась, что ее не влечет к мужу. Для нее это был абсолютно чужой человек, за которого ее вынудили выйти.

Как только в 1801 году до Европы дошла весть о кончине Павла I, Авдотья сразу пришла к мужу и объявила ему, что больше не считает себя его женой и хочет жить отдельно. Князь был изумлен. Он, конечно, отдавал себе отчет в том, что жена его не любит, но для него было неприятным открытием, что она захочет разойтись. В то время тысячи семей жили без любви и ничего… как-то существовали вместе.

Когда Голицын решил вернуться в Россию, Авдотья осталась за границей. Она поселилась вместе с овдовевшей сестрой и племянником.

Из письма дипломата Александра Яковлевича Булгакова:

На сих днях приехала сюда княгиня Голицына. Она прекрасна: чёрные
волосы, чёрные брови и чёрные глаза, зубы диковинные, рот, осанка
прекрасны, хотя и дурно держится, только нос нехорош; одевается,
говорит, смотрит — всё странно и не так, как другие. Весь Неаполь о ней
говорит: она похожа на принцессу моей души; все здешние красавицы от неё
упали и приуныли.

Через несколько лет Авдотья вернулась в Петербург, купила себе особняк на Большой Миллионной улице и создала там салон, которые стали посещать самые известные люди столицы. Это место стало сердцем петербургской интеллектуальной и светской жизни. Там, в атмосфере изысканной роскоши вели непринужденные беседы, спорили о литературе, читали новые произведения и строили грандиозные планы. Авдотья была изюминкой салона, вишенкой на торте…

За хозяйкой салона закрепилось прозвище «Ночная княгиня», а все, потому что, жизнь в ее особняке кипела после захода солнца, а днем Авдотья отдыхала. Дело в том, что однажды ей нагадали, будто она скончается ночью во сне и впечатлительная Голицына решила перехитрить «судьбу».

Из записей современника княгини — Петра Андреевича Вяземского:

Никогда ни малейшая тень подозрения, даже злословия не отемняли чистой и светлой свободы ее…

В 1805 году Авдотья впервые в жизни влюбилась. Избранником двадцатипятилетней княгини стал князь Михаил Петрович Долгоруков. Он был молод (ровесник Авдотьи), хорош собой, знатного рода и один из доблестных людей того времени. Император Александр I сделал его своим адъютантом.

Между Авдотьей и Михаилом разгорелся страстный роман, прерываемый частыми расставаниями, так как Михаил участвовал во всех отечественных военных кампаниях. За свою храбрость князь получил звание генерала.

В одно из возвращений Михаила в Петербург, он предложил Авдотье руку и сердце:

— Хватит нам прятаться. Разводись с Голицыным и будь моей женой.

Счастливая Авдотья помчалась к супругу, чтобы уговорить его дать ей развод, но ее ждало горькое разочарование. Князь наотрез отказался разводиться с супругой. Она плакала, объясняла ему, что они все равно чужие люди и почему он не может позволить ей насладиться настоящей семейной жизнью с любимым мужчиной?

— Я хочу, чтобы мы с ним были мужем и женой перед Богом. Дай мне развод, — умоляла княгиня.

Голицын был непреклонен.

Летом 1808 года Михаила Долгорукова назначали начальником Сердобольского отряда. Он попрощался с любимой и отправился в путь. Больше она его никогда не видела…

Из воспоминаний сослуживца князя:

Князь был в сюртуке нараспашку… На шее георгиевский крест, сабля под
сюртуком… Был прекрасный осенний день. Шли под гору довольно шибко,
князь — по самой оконечности левой стороны дороги. Ядра были довольно
часты. Вдруг мы услыхали удар ядра и в то же время падение князя в яму…
Граф Толстой и я мгновенно бросились за ним…. Он лежал на спине.
Прекрасное лицо его не изменилось. Трехфунтовое ядро ударило в локоть
правой руки и пронизало его стан. Он был бездыханен…

Когда княгиня узнала о гибели Михаила, ее жизнь разделилась на «До» и «После». Она по-прежнему блистала в салоне, но женское счастье навсегда покинуло ее. А еще она не забыла, как Голицын не позволил ей сочетаться браком с любимым человеком.

В 1830-х годах у Авдотьи выпала возможность насладиться местью мужу. У него долгие годы была своя жизнь и даже внебрачные дети. Его все устраивало, пока он неожиданно не влюбился в молоденькую фрейлину Александру Россет, бывшую на тридцать пять лет моложе его.

Князь был в полной уверенности, что женится на юной красотке. Он ведь был еще жених хоть куда! Пусть пожилой, но баснословно богатый. Так как полюбившаяся ему Сашенька была девушкой небогатой, ее семья с радостью дала согласие на брак. Жених подарил невесте шикарные бриллианты, а ее братьев одарил деньгами. Оставалось дело за малым… Получить развод у княгини.

Авдотья повеселилась, увидев на пороге Голицына, пришедшего просить у нее «разводную».

— А что же ты забыл, как я тебя умоляла дать мне развод, чтобы выйти за Мишу? Нет. Развода я не дам. Долг платежом красен.

Расстроенный Голицын ушел несолоно хлебавши. Сашеньке пришлось вернуть бриллианты.

Князь, так и не получив желаемого развода, остался пленником брака, который ему давно уже был не нужен.

Авдотья скончалась в 1850 году. Все, как ей и нагадали. Ночью. Во сне. Ее супруга не стало в 1859 году.

Оцените статью
Месть жены
Честь поругана проверкой на непорочность