Позор перед всеми

Муж сидел в клетке: грязный, голодный и израненный. Но хану было этого мало! Грубые руки схватили Оливеру, подтащили к клетке.

«Смотри, Баязид, что я делаю с твоей женой!», — шипел хан.

В 1372 году от Рождества Христова над столицей Моравской Сербии, славным градом Крушевац, плыл колокольный благовест. Звон, к счастью, был праздничным, а не погребальным и не тревожным набатом, возвещающим о турецком набеге.

Светлая княгиня Милица Сербская, супруга князя Лазаря Хребеляновича, благополучно разродилась очаровательной дщерью. Новорожденная малышка стала седьмым отпрыском в семье, и чадолюбивые знатные родители взирали на сие дитя как на истинное благословение Небес. Нарекли девочку при крещении Оливерой.

Детство Оливеры протекало в княжеских чертогах, в лоне семьи, средь братьев и сестер. Лазарь Хребелянович, ревностный поборник просвещения, призвал из Византии ученых мужей, дабы они наставляли его чад в чтении, математике, греческой и латинской словесности, философии и иных науках.

Детство и юность Оливеры были безмятежными, однако эта благодатная пора оказалась недолгой.

В 1389 году турецкий султан Мурад I, вознегодовавший на союз князя Лазаря с боснийским королём Твртко I, привёл на Косово поле несметное войско. Лазарь, сознававший, что одному ему не совладать с османами, обратился с пламенным воззванием ко всем сербским владетелям:

Кто есть сербин и сербского рода,

Но на Косово, на бой не пришёл он

Не имел он от сердца порода

Не мужского, и не девичьего,

От руки его ничего не родилося.

Ни румяно вино, не пшеница бела

Проклято его всяко колено.

Но на зов князя откликнулись немногие, ибо все понимали, что идут на верную гибель. Сербы сражались с отчаянной храбростью. Одному из засадных полков даже удалось пробиться к шатру султана и поразить самого Мурада I.

В ярости турки взяли в плен князя Лазаря и немедленно предали его казни через обезглавливание. На поле боя пали многие представители сербской знати, а ещё больше — во время резни, учинённой османами при взятии Крушеваца.

Новый султан Баязид I Молниеносный превратил Моравскую Сербию в вассала Османской империи, обязав её выплачивать дань. Правителем края был утверждён Стефан Лазаревич, старший сын погибшего князя.

Семнадцатилетняя Оливера, прославившаяся своей красотой и статностью, привлекла внимание тридцатипятилетнего Баязида, который повелел доставить её в свой гарем в Эдирну — европейскую столицу османов.

Вскоре Оливера затмила для султана всех прочих жён. Сербская княжна приобрела над Баязидом значительную власть, используя её для получения льгот как для своего брата Стефана, так и для порабощённой Сербии. Современные историки полагают, что этот брак в прямом смысле уберёг сербский народ от полного истребления османами в конце XIV века.

В 1393 году мать Оливеры, монахиня Евгения (в миру — княгиня Милица), посетила Эдирну, где была принята с царскими почестями, что свидетельствовало о глубокой привязанности султана. Евгения испросила разрешения перенести мощи святой Параскевы Сербской из Валахии в Белград, и Баязид милостиво согласился.

Позднее князь Стефан, вступив в союз с венгерским королём Сигизмундом, был заподозрен в измене. Лишь заступничество сестры не только спасло его от гнева султана, но и укрепило его положение при османском дворе.

В целом, жизнь Оливеры в гареме была относительно благополучной. Однако этому благополучию пришёл конец.

В 1402 году великий эмир Тамерлан, основатель империи Тимуридов, осадил Ангору.

Эмир предложил султану Баязиду капитулировать, однако получил дерзкий ответ:

«Если у тебя не хватает мужества встретиться со мной на поле битвы, может быть, ты снова примешь своих жён после того, как они трижды окажутся в объятиях чужестранца».

Эта насмешка привела Тимура в ярость. Вскоре разразилась легендарная Ангорская битва, где османская армия была наголову разгромлена, а сама империя — временно раздроблена.

Тамерлан лично взял в плен Баязида, а также захватил его любимую жену — Оливеру.

По велению Тамерлана Баязида содержали в клетке, подобно псу, кормя отбросами. Но Великий эмир жаждал унизить поверженного врага еще больше. Проницательный и жестокий Тимур понял, что жена для Баязида дороже жизни, и, желая сломить его морально, решил действовать через красавицу-Оливеру.

На одном из пиров он приказал тридцатиоднолетней сербской княжне прислуживать ему и его приближенным в костюме праматери Евы. Баязид был вынужден наблюдать за унижением супруги. Султан в отчаянии умолял Тамерлана убить его, но пощадить Оливеру.

Когда же эмир и его двор пожелали большего, нежели простое созерцание, несчастный Баязид в приступе безумия размозжил себе голову о толстые прутья своей клетки.

Раны оказались смертельными, и 8 марта 1403 года султан Баязид I скончался на сорок девятом году жизни.

Весной 1404 года Тамерлан по неизвестным причинам смягчился и даровал Оливере свободу.

Княжна вернулась на родину и некоторое время проживала в монастыре близ Кладово. Вскоре она получила приглашение от брата, Стефана Лазаревича, прибыть в новую сербскую столицу — Белград.

Оливера стала доверенным советником правителя, и её глубокое знание османского двора, где она была хорошо знакома с сыновьями Баязида I, оказалось бесценным в отношениях с восстановившейся империей.

В 1427 году князь Стефан скончался. Белград перешёл под власть венгров, и сербскому двору пришлось переместиться в Смедерево, объявленному временной столицей.

Оливера проживала в замке своего племянника, нового князя Георгия Бранковича. В 1444 году сербская княжна Оливера, великая любовь султана Баязида Молниеносного, скончалась в возрасте 72 лет.

Оцените статью