Не годится она в королевы

Муж-король не желал даже слышать о ней. И дочери запретил вспоминать её имя. Пусть живет себе в замке, под охраной. В конце концов, кто за неё вступится? Одна из многих немецких принцесс. Не годится София-Доротея в английские королевы!

Мать и отец девочки смотрели друг на друга, и не могли наглядеться. Это был настоящий брак по любви. Принц Георг Вильгельм Брауншвейг-Люнебург-Целльский однажды так воспылал к французской фрейлине Элеоноре, что не смог отказаться от неё ради династического союза. Возлюбленную принца долгое время осторожно называли «леди Габсбург», пока сам император Священной Римской империи не дал отмашку: пусть венчаются! В 1666 году у пары родилась единственная дочь.

София-Доротея росла в атмосфере счастья. Она была весёлым ребенком, обожала верховую езду и танцы, но при этом все отмечали её рвение к учебе. «Разумна, прилежна и легко осваивает заданное», — говорили о ней учителя. А художники в это время писали её портреты, чтобы разослать по европейским Дворам. Следовало подыскать мужа. Знатная юная особа, вполне обеспеченная, она могла бы оказаться не менее счастливой, чем её отец и мать.

20 декабря 1675 года состоялось обручение с принцем Брауншвейг-Вольфенбюттель. София-Доротея должна была оставаться в замке родителей, пока не повзрослеет, и только через 4-5 лет воссоединиться с мужем. Увы! Молодой принц погиб год спустя, при осаде Филиппсбурга. Девушка плакала несколько дней – словно чувствовала, что её судьба меняется к худшему.

В шестнадцать лет принцессу выдали замуж за другого представителя немецкой знати, Георга Ганноверского. Через свою мать он приходился близким родственником английским королям, то есть, стоял в очереди на трон. Правда, где-то в самом хвосте: в 1682 году престол занимали Стюарты, и не было никаких признаков конца династии.

Тем не менее, мать молодожена презрительно смотрела в сторону Софии-Доротеи. По мнению свекрови, девушка была слишком низкого происхождения для «любимого сына». Почему? Из-за брака родителей. Ведь Элеонора-то не принадлежала к королевскому роду…

Однако поначалу у новобрачных все складывалось. Вскоре родились двое детей, София-Доротея была заботливой матерью, и очень спокойной женой. Она знала, что ещё до брака с ней Георг поддерживал близкие отношения с Мелюзиной фон Шуленбург. И если он иногда видится с ней – что с того? Обычное дело в подобных союзах…

А вот ей не простили даже легкого увлечения. В 1688 году при ганноверском Дворе оказался Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк – граф, блестящий военный, красавец и …первая любовь Софии-Доротеи. Они общались, возможно, чаще, чем требовалось. У супруга не было никаких доказательств «недостойного» поведения жены, но он охотно слушал недоброжелателей, и начал закатывать супруге скандалы. После особенно бурного, в 1694 году, София-Доротея уехала в Целле, к маме.

К несчастью для принцессы, ее родитель собирался воевать, и ему требовалась помощь Георга Ганноверского. Поэтому обиженную дочь вернули обратно. Однако обстановка в Ганновере стала до того невыносимой, что София-Доротея решила сбежать. Посвящёнными были трое: она сама, граф Кёнигсмарк и фрейлина фон Кнезебек. Кто-то из них оказался неосторожен, план побега и письма принцессы к графу попали в руки Георга Ганноверского. И однажды ночью 1-го июля 1694 года прекрасный граф бесследно исчез.

Филипп Кристоф не был обычным придворным. Он принадлежал к очень знатной семье, и его исчезновение вызвало настоящую бурю в Европе. Такую, что она докатилась до французского Двора. Сам король Людовик XIV потребовал разбирательства! Ганноверцы, в ответ, бросились за помощью к императору Священной Римской империи.

Несмотря на поиски, на всевозможные дипломатические ухищрения, ничего добиться не удалось. Граф фон Кёнигсмарк как в воду канул. А Георг Ганноверский, потрясая письмами жены к возлюбленному, добился развода с ней. Принцессу лишили имущества и отправили в Альденский замок, который Софии-Доротее отныне было запрещено покидать.

Но колесо истории уже крутилось вовсю: в Англии правили бездетные государыни. Кто же унаследует трон? У Георга Ганноверского имелись все шансы. И престол – в итоге – унаследовал именно он. Один. София-Доротея должна была оставаться в своем узилище, ведь она не годилась в королевы, по мнению супруга. Правда, и его многолетняя возлюбленная Мелюзина фон Шуленбург корону не получила.

Единственной радостью покинутой женщины стала еда. Стройная в юности принцесса, восхитительно танцевавшая на балах, превратилась в грузную даму, не способную самостоятельно даже спуститься с лестницы. Она умерла 13 ноября 1726 года в том же Альденском замке, куда её поместили за тридцать лет до того.

Бывший муж никак не отреагировал на её смерть. И узнав, что дочь – прусская королева — объявила в Берлине траур по матери, очень возмущался. Георгу наследовал его сын от Софии-Доротеи,Георг II. Потомки этих людей правят в Британии и в настоящее время.

О судьбе графа Кёнигсмарка стало известно спустя годы: с ним расправились по приказу Георга. Один из тех, кому это было поручено, признался в этом священнику на последней исповеди.

Оцените статью