Несостоявшийся брак

Вокруг юной фрейлины ещё до замужества завязался небольшой любовный роман. Молодой красавец-камергер, известный повеса, был тогда тайно влюблен именно в Марию. И общество было поражено, что такой ловелас влюбился в не особо красивую фрейлину!

Мария Романовна Воронцова принадлежала к могущественной семье. Она была родной дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова и старшей сестрой знаменитых впоследствии женщин: княгини Екатерины Дашковой и Елизаветы Воронцовой.

Мария не прослыла первой красавицей двора, но ей тоже не было отказа ни в благородстве, ни в хорошем воспитании. К своим 20 годам графиня Мария Романовна уже считалась девушкой на выданье с отличными данными: знатный род и придворное звание фрейлины, чтобы заинтересовать выгодных женихов.

По рассказам её современников, Мария была хоть и не красавица, но миловидна, танцевала менуэт с большим изяществом и вообще производила приятное впечатление на балах.

В сентябре 1749 года будущая Екатерина II писала: «старшая – Мария Романовна, лет тринадцати-четырнадцати, – была назначена фрейлиной императрицы, а младшая – Елисавета Романовна, которой могло быть лет одиннадцать-двенадцать, была приставлена ко мне… Старшая обещала быть хорошенькой, но вторая не имела и следов красоты; напротив, она и тогда уже была очень некрасива; оспа… обезобразила ее еще больше… Обе сестры имели оливковый цвет лица, который их не красил»

Неудивительно, что вокруг Марии Воронцовой еще до замужества завязался небольшой любовный роман. Молодой красавец-камергер Лев Нарышкин, известный повеса, был тогда тайно влюблен именно в Марию. И общество было поражено, что такой ловелас влюбился в не особо красивую Марию!

Но судьба распорядилась иначе: мать Льва прочила ему в жены совсем другую, девицу Хитрово, племянницу всемогущих Шуваловых. Сам Нарышкин ничего не знал о материнских планах и вздыхал по Марии Воронцовой, а придворные дамы сплетничали насчёт нежеланной Хитрово.

Развязку этого любовного треугольника неожиданно подсказала великая княгиня Екатерина Алексеевна. На одном из придворных маскарадов, разговорившись с влиятельными родственницами Нарышкина, она прямо заявила, что нельзя допустить брак Льва с Хитрово, которую никто не выносит, и лучше уж скорее женить его на ком-нибудь подходящем из своего круга.

В качестве идеальной кандидатуры Екатерина указала на племянницу Разумовских — Марину Закревскую. В течение нескольких дней расторопная великая княгиня уговорила самого гетмана Разумовского не упускать столь выгодную партию для племянницы, и в итоге Нарышкин внезапно сделал предложение Марине.

А что же Мария Воронцова? Едва оправившись от удивления, ведь ещё вчера Лев танцевал с ней и бросал влюбленные взгляды, она получила предложение руки и сердца от другого кавалера. Им оказался граф Петр Александрович Бутурлин, 27-летний штабс-ротмистр, отпрыск уважаемого графского рода и перспективный молодой чиновник.

Возможно, императрица Елизавета лично поспособствовала этому брачному союзу, желая пристроить всех трех фрейлин разом — тогда при дворе делали ставки кто из трех девушек первой изменит мужу. О «победительнице» у меня есть первая статья.

Как бы то ни было, в один день сыграли свадьбу Нарышкина и графа Бутурлина с Марией Воронцовой .Получилось, что Лев женился на «третьей, о которой ни он, ни кто другой три дня назад и не думали» — шутливо отметила Екатерина. А Мария, потеряв одного поклонника, без промедления обрела нежного супруга.

Брак Марии оказался достаточно спокойным и благополучным, по меркам того времени. Её муж, граф Бутурлин, человек достойный и нетяжелого нрава, не давал повода для скандалов. Мария, по примеру многих женщин XVIII века, посвятила себя семейным обязанностям.

Через несколько лет у неё родился сын Дмитрий — будущий генерал и историк. Сама графиня Бутурлина, к сожалению, долго семейным счастьем не наслаждалась: её здоровье пошатнулось, и в 1765 году она скончалась, не дожив и до 27 лет.

Хотя, почему-то, часто дату её смерти пишут гораздо позднюю. Но точно известно, что её сыну Дмитрию было два года, когда умерла его мать. Причиной смерти, вероятно, стала чахотка или пошатнувшееся здоровье после родов.

В обществе о ней вспоминали мало — разве что как о старшей сестре двух знаменитых Воронцовых. Ведь её сестра Елизавета Романовна стала известна любовной связью с самим Петром III. Другая сестра, Екатерина, прославилась как близкая подруга Екатерины II.

На их фоне жизнь Марии Бутурлиной выглядит скромно. Но, пожалуй, именно ей из трех подруг-фрейлин удалось избежать и семейных драм, и сплетен при дворе. Те, кто делали ставки на неё, что она наставит мужу рога, ошиблись в своём выборе.

Возможно, где-то в глубине души графиня Мария Романовна вспоминала веселого Льва Нарышкина, с которым так любила танцевать менуэты, но и это осталось тайной, унесенной ею в могилу.

Оцените статью
Несостоявшийся брак
Меж двух мужчин