Как на самом деле брали Зимний дворец

Толпа, ревущая у огромных ворот – как в чёрно-белом фильме Сергея Эйзенштейна – это художественное преувеличение. Кино. На самом деле, Зимний дворец в октябре 1917 года брали совсем не так. И орлов на воротах не было.

Дворец осенью семнадцатого года перестал быть постоянной резиденцией царской семьи, и размещалось в нём правительство Керенского. Да и выглядел дворец иначе, не как сейчас.

Семья императора Николая II переехала из Зимнего задолго до этих событий. Произошло это осенью 15-го, некоторое время Романовы жили в Царском Селе, а главную петербургскую резиденцию отдали под военный госпиталь. Разумеется, перед этим из дворца предусмотрительно вывезли значительную часть ценностей – по этой-то причине их и удалось сохранить в бурные дни революции.

Госпиталь предназначался для раненых на фронтах Первой мировой войны, ведь в огромных залах можно было одновременно размещать до двух сотен человек. Назвали лазарет в честь цесаревича Алексея, сына императора, и, чтобы интерьеры не пострадали от постоянного присутствия такого большого числа людей, стены в некоторых парадных залах затянули специальными щитами.

До самого верха. Кстати, фасад дворца к тому времени был перекрашен в буро-красный цвет, напоминавший свекольник. В народе над этим оттенком постоянно подтрунивали, но заниматься новой перекраской ни у кого не было ни желания, ни возможностей. Не до того.

Но кроме госпиталя, с марта 1917 года, в Зимнем расположилось правительство Керенского. Именно тогда к нему прикрепилось насмешливое прозвище «Александр Четвёртый». Министры заседали во дворце, принимали посетителей, иногда, если обсуждение затягивалось до ночи, там же оставались ночевать.

Есть версия, что другое прозвище Керенского — «Александра Фёдоровна» — появилось как раз по этой причине. Он оставался на ночлег в бывших покоях супруги императора, а тут еще и созвучие имён…

За двое суток до захвата дворца члены Временного правительства неотлучно находились в Зимнем. Кроме Керенского. Он уехал в Гатчину утром 25 октября – и опять-таки, вопреки устоявшемуся мнению – вовсе не в женском обличье. Керенский покинул город на автомобиле посольства США, в своем френче, чтобы призвать в столицу войска. Направлялся он в сторону Пскова.

Было ясно, что Петроградский гарнизон не поддержит Временное правительство. А вот про побег в платье сестры милосердия стали рассказывать уже много позже. «Не бежал я в женском платье, — уверял Керенский журналиста Г. Боровика при личной встрече в 1966-м году, — скажите там в Москве — есть же умные люди!». Истина посередине: Керенскому все-таки пришлось менять облик. Когда он бежал из Гатчины, то переоделся матросом.

Обстреливать Зимний начали со стороны Петропавловской крепости примерно за час до полуночи, в ночь с 25 на 26 октября. В тот момент защита дворца была очень слабой, и состояла, преимущественно, из отряда юнкеров. А ведь уже было очевидным, что произойдет атака! Ранее из Смольного поступил ультиматум: Временное правительство должно отказаться от власти. В Зимнем «предложение» отклонили.

В бывшей царской резиденции вообще царил хаос и полное непонимание ситуации. Вот почему захват произошел так легко, хотя и не без погибших. Более того, со стороны Дворцовой площади, имелся неохраняемый вход! И вот через него-то группа с Антоновым-Овсеенко во главе без препятствий попала в Зимний.

Охрану этого подъезда доверили женскому батальону, но его вечером 25 октября просто не оказалось на месте. Есть версия, что батальон ушел…помыться в баню. Другая точка зрения — штабс-капитан Лосков почувствовал приближение вооруженного столкновения, и не захотел подвергать жизни своих подчинённых риску.

Покинули дворец и казаки, не обнаружилось и артиллерии. Словно Зимний и не собирался никто оборонять. Возможно, все уже понимали, что Временное правительство нежизнеспособно?

Дворец быстро наполнился людьми. Портреты императоров, которые висели на стенах, солдаты попортили штыками, пострадала и часть мебели. Но главное помещение, подвергшееся захвату – погреба. Их опустошили в рекордные сроки.

Временное правительство было арестовано примерно в полтретьего ночи. «Октябрьский мятеж…работу Временного правительства оборвал… Солдатские и рабочие массы…начали уничтожать гражданские свободы», — таким было последнее воззвание министров через кадетскую газету, почти 3 недели спустя. Но это уже ничего не значило.

Новая власть, утвердившаяся в столице, повелела закрыть госпиталь цесаревича Алексея. Зимний дворец окончательно перестал быть резиденцией властей: его национализировали и поменяли его статус на музейный.

А масштабный штурм так и остался на полотнах художников и в кино.

Оцените статью
Как на самом деле брали Зимний дворец
Гости в спальне