«Ее чистоту невозможно победить», — вздохнул принц. Маленькая «особенность» принцессы стала трагедией всей ее жизни. Теперь Маргарите оставалось только одно…
13-летнюю Маргариту называли одной из самых завидных невест Европы. Оно и неудивительно: отцом девочки, появившейся на свет 7 ноября 1567 года, был наследный принц Пармы и Пьяченцы Алессандро Фарнези. Матерью Маргариты была инфанта Мария де Гимарайнш, представлявшая могущественную Ависскую династию португальских королей.
Предложения о браке поступали из разных стран Европы: европейские монархи предлагали в качестве женихов своих сыновей. У кого сыновей не было, готовы были сами вести Маргариту под венец, несмотря на седые головы и разрушенные подагрой суставы.
Однако герцог Оттавио, дедушка Маргариты, вежливо отклонял все предложения: он уже решил, что внучка выйдет за представителя клана Гонзага. Причины на то были более чем серьезные. Во-первых, между домами Фарнези и Гонзага достигалось перемирие, прекращалась кровавая распря, длившаяся с 1549 года — с момента убийства людьми Ферранте I Гонзага первого герцога Пармского Пьера Луиджи Фарнезе.
Во-вторых, возникал альянс между Пармой и Мантуей против Великого герцогства Тосканы, решались все вопросы по границам между государствами.

Для Гонзага этот союз также был крайне важен: мало того, что Мантуя получала перемирие и альянс, так еще герцогскому дому доставалась высокородная принцесса, внучка португальского короля Мануэла I, да еще с колоссальным приданым в 300 тыс. золотых дукатов.
Гонзага даже не смущал тот факт, что в раннем детстве Маргарита Фарнези переболела оспой. Зато все знали, что принцесса — добрая и скромная девочка, увлекающаяся музыкой и поэзией.
Маргарита рано потеряла мать: инфанта Мария скончалась в 1577 году, когда ее дочери едва исполнилось десять лет. На смертном одре Мария поручила дальнейшее воспитание дочери своей свекрови Маргарите Австрийской.
С отцом Маргарита виделась редко: талантливейший военачальник Алессандро Фарнезе все время был занят государственными делами, а, кроме того, он находился в напряженных отношениях со своей матерью Маргаритой Австрийской, опекуншей девочки.
Между тем, герцог Оттавио вел матримониальные переговоры с герцогом Гульельмо I Гонзага, отцом наследного принца Винченцо.
Переговоры были трудными, оба дома пытались выторговать себе как можно лучшие условия.
Наконец, в ноябре 1580 года было заключено взаимовыгодное соглашение о браке 13-летней Маргариты Фарнезе и 18-летнего Винченцо Гонзага.

10 декабря 1580 года принцесса Маргарита в сопровождении родственницы Джироламы Фарнезе выехала из Намюра. Кортеж прибыл в Пьяченцу 17 февраля, где через пару недель жених и невеста впервые увидели друг друга.
Винченцо был разочарован: на присланном ранее из Пармы портрете художник даже не подумал изобразить оспины на лице юной принцессы.

Однако деваться было некуда: договор уже был заключен.
2 марта 1581 года в соборе Пьяченцы состоялась церемония бракосочетания, провел которую Ферранте Фарнезе, епископ Пармы.
Ночью после церемонии молодожены отправились в опочивальню для консумации брака.
Через неделю к герцогу Гульельмо I пришел взволнованный доктор Марчелло Донати, выполнявший также обязанности секретаря наследного принца Винченцо. Доктор заявил, что брак до сих пор не завершен по причине «врожденного препятствия у принцессы».
Гульельмо тут же написал в Парму. Алессандро Фарнезе прислал в Мантую знаменитого физиолога Джироламо Фабричи д’Аквапенденте, приведшего с собой ужасающего вида металлические изобретения для лечения, больше напоминавшие пыточные орудия инквизиции.

При помощи своих приспособлений Джироламо принялся лечить принцессу, но причинил ей только страдания.
Доктор из Мантуи Джулио Чезаре Аранцио предложил пойти другим путем, удалив препятствие хирургически.
Однако герцогиня Маргарита Австрийская категорически запретила делать внучке сложную и опасную операцию.
Брак не был завершен, но Винченцо и Маргарита путешествовали по Мантуе как муж и жена, участвовали в разного рода церемониях.
Через год герцог Гульельмо I утратил терпение и стал настаивать на операции. В противном случае государь Мантуи угрожал расторгнуть этот брак.
В июне 1582 года дед Маргариты герцог Оттавио приказал тайно вывезти внучку из Мантуи. Когда Гульельмо узнал о бегстве невестки, он был крайне раздосадован.
В Парме по приказу Алессандро Фарнезе был собран консилиум врачей, осмотревший Маргариту. Доктор Андреа Марколини да Фано заявил, что операция не будет нести угрозы для Маргариты, и ее вполне можно было вылечить.
Однако было уже поздно — отношения между домами Фарнезе и Гонзага были испорчены.

*

*

Герцог Гульельмо I от имени сына Винченцо обратился в жалобой к папе римскому Григорию XIII. В Мантуе требовали от Пармы вернуть женщину, чтобы ей была сделана операция.
Папа поручил разобраться в столь деликатном деле кардиналу Карло Борромео. Борромео сначала отправился в Парму, где в феврале 1583 года участвовал в медицинском консилиуме.
У Карло возникло ощущение, что медики не могут ручаться за жизнь 16-летней девушки. Кроме того, кардинал счел особенности строения Маргариты своего рода Божьим чудом.
Борромео заявил:
«Дочь моя, будет лучше, если ты останешься чиста навеки и поедешь со мной в Милан, где станешь невестой Христовой».
26 мая 1583 года принцесса прибыла в Милан, где стала послушницей монастыря бенедиктинок. Немного позднее она перебралась в Монастырь Святого Павла.
9 октября 1583 года кардинал Борромео официально признал брак Маргариты и Винченцо недействительным, так как он так и не был консуммирован.
30 октября Борромео прибыл в Монастырь Святого Павла, где самолично провел монашеский постриг Маргариты. Принцесса приняла в монашестве имя Мавры Люцении.

В Мантуе решение кардинала восприняли, в целом, спокойно, хотя герцог Гульельмо все-таки удержал 100 тыс. дукатов из приданного Маргариты в качестве компенсации за ее «вину» в неудачном браке Винченцо.
Кроме того, дом Фарнези выплатил дому Гонзага 12 тыс. скудо за предоставленные Маргарите жилье, питание, одежду и гостинцы.
Еще до того, как Маргарита была пострижена, герцог Гульельмо начал переговоры с великим герцогом Тосканы Франческо I о браке Винченцо с принцессой Элеонорой.
Дом Медичи согласие дал, но с важным условием: Винченцо должен был доказать мужскую состоятельность.
Наследному принцу пришлось при большом количестве свидетелей возлечь с простолюдинкой, чистота которой была заблаговременно проверена.
Пройдя проверку, 28 апреля 1584 года Винченцо сочетался браком с Элеонорой Медичи.

К тому времени Маргарита, или, вернее сказать, Мавра Люцения, жила в обители.
Частым гостем монахини был юный музыкант Джулио Чима по прозвищу Джулино.
Когда деду Маргариты доложили об этих встречах, тот был шокирован. Музыканта немедленно арестовали и тщательно допросили. Джулино заявил, что принцесса любила слушать романтическую светскую музыку, что для монахини является грехом. Кроме того, герцогу Оттавио было очевидно, что между музыкантом и его внучкой существует запретная связь.
Чтобы избежать скандала, герцог приказал ужесточить содержание Маргариты в монастыре. Условия содержания не были смягчены и после того, как герцогом Пармы стал отец монахини.
Мавра Люцения имела право лишь на одно посещение в год. Содержание в 150 золотых скудо в месяц платили нерегулярно, чтобы монахиня не могла путем подкупа установить связь со своим любовником-музыкантом, в то время томившемся в тюрьме.
Даже деньги, которые завещала Мавре Люцении ее бабка Маргарита Австрийская, женщине не выплачивались.

В декабре 1592 года новым герцогом Пармы стал брат Маргариты Рануччо I. И снова положение монахини не улучшилось!
Разочарованная в своей родне Мавра Люцения написала письмо римскому папе Клименту VIII, попросила его о защите.
Понтифик повлиял на Рануччо I: Маргариту перевели в монастырь св. Александра, ей разрешили принимать гостей, в положенный срок выплачивали пенсион.
Более того, Маргарита стала участвовать в жизни пармского двора. Так, когда Рануччо I собирался бросить в тюрьму свою незаконнорожденную дочь, Мавра Люцения вступилась за девушку, забрала ее к себе в монастырь и постригла под именем Мавры Маргариты. Защищала бывшая принцесса и Оттавио, бастарда герцога Рануччо.
В монастыре Маргарита пользовалась огромным уважением — достаточно сказать, что ее девять раз избирали в аббатисы.
Окруженная всеобщим уважением, Мавра Люцения, бывшая принцесса Маргарита, скончалась 13 апреля 1643 года в возрасте 75 лет.
Уже в XIX столетии герцог Пармский Карл III распорядился перенести останки монахини в усыпальницу домов Фарнезе и Пармских Бурбонов в базилике Санта-Мария-делла-Стекката.






